ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2020 г. N 199-П19
О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
ВВИДУ НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Момотова В.В., Нечаева В.И., Свириденко О.М., Тимошина Н.В., Хомчика В.В., -
при секретаре Кепель С.В.
рассмотрел представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. о возобновлении производства по делу в отношении Усманова И.М. ввиду новых обстоятельств.
Постановлением Московского городского суда от 18 июня 2015 года жалоба Усманова И.М. и адвоката Трениной Д.В. о признании незаконным и необоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2015 года о выдаче Усманова Иброхимжона Муротовича, < ... > компетентным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности за участие в запрещенных религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских организациях по ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан и за посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан по п. "б" ч. 3 ст. 159 УК Республики Узбекистан оставлена без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года постановление Московского городского суда от 18 июня 2015 года в отношении Усманова И.М. оставлено без изменения.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по делу в отношении Усманова И.М. ввиду новых обстоятельств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дзыбана А.А., изложившего обстоятельства дела, содержание вынесенных судебных решений, основания внесения представления, выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Коржинека Л.Г., адвоката Жаринова К.Г., Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
постановлением старшего следователя СО Управления СНБ Республики Узбекистан по Ферганской области от 27 мая 2012 года часть уголовного дела в отношении М. С., А. и лиц с именами "О.", "Х.", "М.", "Н.", "У.", "А.", "М.", "Б.", "У.", "И.", "Е.", "Ф.", "А.", "М." и других по п. "а" ч. 3 ст. 159, п. "а" ч. 3 ст. 244.1, ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан выделено в отдельное производство для проведения расследования.
5 сентября 2014 года старшим следователем СО Управления СНБ Республики Узбекистан по Ферганской области вынесено постановление о привлечении Усманова И.М. по данному уголовному делу в качестве обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 244.2, п. "б" ч. 3 ст. 159 УК Республики Узбекистан.
Постановлением старшего следователя СО УСНБ Республики Узбекистан по Ферганской области от 5 сентября 2014 года обвиняемый Усманов И.М. объявлен в розыск.
Определением суда по уголовным делам г. Ферганы Республики Узбекистан от 5 сентября 2014 года в отношении обвиняемого Усманова И.М. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
22 января 2015 года старшим следователем СО Управления СНБ Республики Узбекистан по Ферганской области вынесено постановление о привлечении Усманова И.М. к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан.
24 декабря 2014 года Усманов И.М. был задержан на территории г. Москвы.
Постановлением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2014 года в отношении Усманова И.М., находившегося в межгосударственном розыске, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 1 месяц, то есть по 24 января 2015 года.
23 января 2015 года заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан обратился с запросом о выдаче Усманова И.М. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по п. "б" ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан.
Постановлением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 января 2015 года срок содержания Усманова И.М. под стражей продлен на 5 месяцев, то есть по 24 июня 2015 года.
Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2015 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче Усманова И.М. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности за участие в запрещенных религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских организациях по ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан и за посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан по п. "б" ч. 3 ст. 159 УК Республики Узбекистан.
Постановлением Московского городского суда от 18 июня 2015 года жалоба Усманова И.М. и адвоката Трениной Д.В. о признании незаконным и необоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2015 года о выдаче Усманова И.М., гражданина Республики Узбекистан, компетентным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности за участие в запрещенных религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских организациях по ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан и посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан по п. "б" ч. 3 ст. 159 УК Республики Узбекистан оставлена без удовлетворения.
Постановлением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 июня 2015 года срок содержания Усманова И.М. под стражей продлен на 6 месяцев, то есть по 24 декабря 2015 года.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года постановление Московского городского суда от 18 июня 2015 года в отношении Усманова И.М. оставлено без изменения.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по делу в отношении Усманова И.М. ввиду новых обстоятельств.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит представление подлежащим удовлетворению.
Установленное Европейским Судом по правам человека (далее Европейский Суд) нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее Конвенция) при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела согласно подп. "б" п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ является основанием для возобновления производства по уголовному делу в порядке, предусмотренном главой 49 УПК РФ.
10 января 2017 года Европейский Суд вынес постановление по делу "И.У. против России", в котором признал, что в случае экстрадиции заявителя в Узбекистан будет нарушена ст. 3 Конвенции.
Европейский Суд отметил, что на протяжении указанной процедуры, заявитель последовательно ссылался на наличие риска подвергнуться уголовному преследованию за религиозный экстремизм, а также риску жестокого обращения. Из представленных властями Узбекистана ордера на международный розыск, ордера на арест и запроса об экстрадиции заявителя следовало, что он обвинялся в совершении преступлений по религиозным и политическим мотивам. Таким образом, власти Узбекистана прямо отнесли заявителя к группе лиц, в отношении которых ранее был сделан вывод о наличии для них риска подвергнуться обращению, запрещенному Конвенцией.
В ходе производства по делу об экстрадиции национальные власти не обеспечили тщательного исследования доводов заявителя о наличии угрозы жестокого обращения в государстве происхождения. Доводы заявителя были отклонены лишь на том основании, что они носили гипотетический характер, не содержали каких-либо указаний на уровень риска и что возможно изменение ситуации в запрашивающем государстве с течением времени.
Европейский Суд, сославшись на постановления по делам "А. против России" от 2 октября 2012 года, "Т. против России" от 1 декабря 2015 года, "Х. против России" от 1 марта 2016 года, "М. против России" от 19 октября 2015 года, Всемирный доклад по правам человека в 2016 году организации "Хьюман Райтс Вотч" (Human Rights Watch), доклад организации "Международная амнистия" (Amnesty International) "Напрямую к пыткам: похищения и принудительные возвращения из России в Узбекистан" (2016 год), посчитал неубедительной безоговорочную уверенность национальных судебных органов в гарантиях, предоставленных властями Узбекистана в стандартных формулировках.
В этой связи Европейский Суд пришел к выводу о том, что санкционирование экстрадиции заявителя подвергло его реальной угрозе обращения, нарушающего статью 3 Конвенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 413 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Согласно ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с решением Европейского Суда по правам человека.
По смыслу названных норм в их взаимосвязи решение об отмене или изменении вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает в тех случаях, когда установленное Европейским Судом нарушение Конвенции позволяет сделать вывод о незаконности, необоснованности или несправедливости судебных решений.
В данном случае нарушение статьи 3 Конвенции, установленное Европейским Судом, не свидетельствует о необходимости отмены судебных решений об оставлении без удовлетворения жалоб Усманова И.М. и адвоката Трениной Д.В. о признании незаконным и необоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2015 года о выдаче Усманова И.М компетентным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244.2 и по п. "б" ч. 3 ст. 159 УК Республики Узбекистан.
Согласно ст. 462 УПК РФ, Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
В ходе судебной проверки законности и обоснованности выдачи Усманова правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности за участие в запрещенных религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских организациях были исследованы материалы дела, которые послужили основанием для задержания и начала процедуры экстрадиции Усманова.
Из представленного суду постановления о привлечении Усманова в качестве обвиняемого следует, что, помимо прочего, он, являясь активным членом организации "Хизб-ут-Тахрир" обвиняется в публичных призывах к неконституционному изменению существующего государственного строя, захвату власти и отстранению от власти законно избранных или назначенных должностных лиц, а также к неконституционному нарушению единства территории Республики Узбекистан.
Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года организация "Партия исламского освобождения "Хизб-ут-Тахрир", за участие в деятельности которой обвиняется Усманов, признана террористической, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
Европейский Суд по правам человека в постановлении от 14 марта 2013 года по делу "К. и С. против Российской Федерации" также признал, что участие в указанной организации, вербовка новых членов, распространение ее идеологии путем передачи литературы "Хизб-ут-Тахрир", которая пропагандирует и прославляет борьбу в форме "джихада", т.е. священной войны за установление господства ислама, допускает убийство граждан вражеских государств, в том числе России, оправдывает самоподрывы, при которых гибнут мирные жители, что явно противоречит тексту и духу Конвенции, особенно стремлению к мирному урегулированию международных конфликтов и неприкосновенности человеческой жизни.
Из представленных запрашиваемой стороной материалов следует, что выдача Усманова затребована только для привлечения его к уголовной ответственности за участие в деятельности запрещенной экстремистской организации.
Деяние, в связи с которым поступил запрос о выдаче Усманова правоохранительным органам Республики Узбекистан, является наказуемым по законам обоих государств, за его совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности не истекли.
Из пояснений Усманова в судебном заседании установлено, что он никогда ранее не преследовался на территории своей страны по политическим мотивам, участие в религиозных организациях не принимал, в Россию приехал добровольно, беженцем не признавался.
Президиум принимает во внимание выводы Европейского Суда о том, что Усманов, с учетом мотивов совершенных преступлений, относится к категории лиц, в отношении которых ранее был сделан вывод о наличии для них риска подвергнуться обращению, запрещенному Конвенцией.
Вместе с тем исследованные по делу материалы дела не содержат сведений о том, что преследование Усманова было политически мотивированным.
В своих решениях суды первой и второй инстанций обоснованно сослались на отсутствие оснований подвергать сомнению гарантии, предоставленные запрашиваемой стороной, являющейся субъектом международного права, в том числе о том, что уголовное преследование Усманова будет осуществляться в строгом соответствии с законодательством и международными договорами, с соблюдением положений Конвенции.
Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан представлены гарантии, что компетентными органами республики после фактической передачи лица в Узбекистан в случае поступления соответствующего обращения будет предоставлен доступ российским дипломатическим представителям по месту содержания переданного лица под стражей или отбывания наказания.
Также из представленных материалов следует, что МИД России не располагает сведениями, препятствующими выдаче гражданина Республики Узбекистан Усманова узбекской стороне для привлечения к уголовной ответственности.
В соответствии со ст. 3 Конвенции лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашиваемом государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
При этом необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашиваемом государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто упомянутому обращению или наказанию.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает во внимание приведенные Европейским Судом в обоснование принятого решения ссылки на постановления по делам "А. против России" от 2 октября 2012 года, "Т. против России" от 1 декабря 2015 года, "Х. против России" от 1 марта 2016 года, "М. против России" от 19 октября 2015 года, Всемирный доклад по правам человека в 2016 году организации "Хьюман Райтс Вотч" (Human Rights Watch), доклад организации "Международная амнистия" (Amnesty International) "Напрямую к пыткам: похищения и принудительные возвращения из России в Узбекистан" (2016 год), на основании которых был сделан вывод о неубедительности безоговорочной уверенности национальных судебных органов в гарантиях, предоставленных властями Узбекистана в стандартных формулировках, а также представленные адвокатом судебные решения Европейского Суда и "Всемирный доклад 2020: Узбекистан" организации "Хьюман Райтс Вотч".
Однако указанные решения о выдаче в Республику Узбекистан, а также судебные решения, вынесенные по результатам обжалования этих решений, по которым Европейским Судом было установлено нарушение статьи 3 Конвенции, принимались до 2015 года включительно.
Так, решение о выдаче Усманова в Республику Узбекистан было принято в мае 2015 года, Х. - в августе 2014 года, М. в январе 2014 года.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 года N 11 указано, что оценка общей ситуации, касающейся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, которая была дана международными внедоговорными и договорными органами, с течением времени может меняться.
Данное разъяснение корреспондирует позициям Европейского Суда, который неоднократно отмечал, чтобы оценить существование риска того, что заявитель при выдаче подвергается реальному риску жестокого обращения, противоречащего статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, необходимо, прежде всего, ссылаться на обстоятельства, которые рассматриваемое государство учитывало или должно было учитывать на момент экстрадиции или высылки.
В постановлении от 1 марта 2016 г. по делу "Х. против Российской Федерации" Европейский Суд указал, что если высылка не была осуществлена на момент рассмотрения дела судом, то суд должен осуществить данную оценку в свете соответствующих обстоятельств, принимая во внимания предшествующие факты в той степени, в которой такие факты могут прояснить сложившееся положение дел.
По делу установлено, что Усманов по приговору Таганского районного суда г. Москвы от 2 октября 2017 года был осужден за организацию незаконного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, в составе организованной группы по п. "а" ч. 2 ст. 322.1, п. "а" ч. 2 ст. 322.1, п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ к 3 годам лишения свободы по каждому из эпизодов. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к 4 годам лишения свободы, освобожден 27 декабря 2019 года по отбытии срока наказания.
В настоящее время заявитель пребывает на территории Российской Федерации, решение о его выдаче исполнено не было, поэтому оценка наличия угрозы того, что заявитель подвергнется реальному риску жестокого обращения, противоречащего статье 3 Конвенции, должна быть дана с учетом, в том числе, информации, содержащейся в недавних отчетах международных организаций по защите прав человека.
Последние документы, принятые в рамках международных и межправительственных организаций, свидетельствуют об улучшении ситуации с защитой прав и свобод человека в Республике Узбекистан, в том числе в обеспечении права не подвергаться пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению.
В частности, о положительных изменениях в сфере защиты права лица не подвергаться пыткам, иному недопустимому обращению, указывается в пунктах 3 - 5, 11, 13 Заключительных замечаний Комитета ООН против пыток, принятых 13 ноября 2019 года в отношении Республики Узбекистан.
Из содержания доклада Рабочей группы по универсальному периодическому обзору Республики Узбекистан, опубликованного 9 июля 2018 года, следует, что государства, принявшие участие в интерактивном диалоге:
- одобрили усилия Узбекистана по решению проблем в области прав человека;
- положительно отозвались о сотрудничестве государства с Организацией Объединенных Наций и, в том числе приветствовали более тесное сотрудничество Узбекистана с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и правозащитными механизмами, подчеркнули крайне важное значение диалога с Подкомитетом по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращении и наказания для всех государств, ведущих работу по предотвращению пыток и жестокого обращения;
- приветствовали национальный план действий по выполнению рекомендаций, вынесенных международными правозащитными механизмами;
- отметили выполнение Узбекистаном ранее принятых рекомендаций, а также то, что в деятельности по предупреждению насилия в местах содержания под стражей и защите граждан от пыток в Республике Узбекистан делается упор на превентивные меры;
- обратили внимание, что в 2017 году были приняты дополнительные меры по укреплению гарантий прав и свобод подсудимых. Реализация статьи 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в полной мере обеспечивается статьей 235 Уголовного кодекса, устанавливающей запрет на пытки;
- сослались на введение процедуры рассмотрения жалоб на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов, указав, что отныне прокуроры будут осуществлять регулярную проверку условий содержания в местах предварительного заключения и центрах временного размещения с помощью аудио- и видеонаблюдения.
Об улучшении в Республике Узбекистан ситуации с защитой прав и свобод человека отмечается не только в документах, принятых в последнее время в рамках международных межправительственных организаций, но и в документах, принятых под эгидой международных неправительственных организаций.
Так, в "Всемирном докладе 2020: Узбекистан", изданном международной организацией "Хьюман Райтс Вотч", признается, что "за три года у власти президент Шавкат Мирзиеев предпринял ряд конкретных шагов по улучшению ситуации с правами человека. В августе, выполняя одно из ключевых требований органов ООН по правам человека, он распорядился закрыть колонию в Жаслыке, которая многие годы оставалась олицетворением пыток и преследований критиков власти.
В докладе также отмечается, что с сентября 2016 г. освобождено более 50 человек, осужденных по политически мотивированным делам, в том числе правозащитники, журналисты и оппозиционные активисты. Сообщалось об освобождении также сотен независимых мусульман, лишенных свободы за религиозную практику вне установленных государством рамок.
Приведенные сведения об улучшении ситуации с правами человека в настоящее время служат дополнительной гарантией того, что в случае экстрадиции Усманова в Республику Узбекистан он не будет подвергнут пыткам или другим ущемляющим человеческое достоинство видам обращения, запрещенным статьей 3 Конвенции.
Упоминаемые Комитетом против пыток в Заключительных замечаниях, принятых 13 ноября 2019 года в отношении Республики Узбекистан, а равно во "Всемирном докладе 2020: Узбекистан", изданном международной организацией "Хьюман Райтс Вотч", отдельные нарушения в области прав человека не могут быть признаны основаниями, препятствующими экстрадиции Усманова в Республику Узбекистан.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления Московского городского суда от 18 июня 2015 года и апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года о признании законным и обоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2015 года о выдаче правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности Усманова И.М. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
возобновить производство по делу в отношении Усманова Иброхимжона Муротовича.
Постановление Московского городского суда от 18 июня 2015 года, апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года в отношении Усманова И.М. оставить без изменения.