УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2009 года
В очередной раз в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации произошли трагические события: 16 ноября текущего года в СИЗО-1 УФСИН России по городу Москве скончался находившийся под стражей юрист Инвестиционного фонда "Hermitage Capital Management" Магнитский С.Л., которому при наличии тяжелого заболевания не была оказана своевременная квалифицированная медицинская помощь.
Эта смерть высветила целый ряд проблем российской правоохранительной системы, о необходимости разрешения которых Уполномоченным ранее неоднократно ставился вопрос перед заинтересованными ведомствами.
Одной из наиболее острых является проблема медико-санитарного обеспечения в пенитенциарных учреждениях.
На протяжении многих лет среди общего количества обращений, поступающих из мест принудительного содержания, эта проблема затрагивается в каждом десятом обращении к нам, 3 - 5% жалоб непосредственно связаны с неудовлетворительным медицинским обеспечением подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Убежден в том, что большинство медицинского персонала в местах заключения исполняет свой врачебный долг, однако наличие у медицинских работников уголовно-исполнительной системы специальных званий начальствующего состава и непосредственная подчиненность начальникам пенитенциарных учреждений изначально создает условия, при которых возникает конфликт интересов.
Существо проблемы заключается в том, что медицинские работники обязаны подчиняться приказам и указаниям ФСИН России и Минюста России.
Цель охраны здоровья лиц, находящихся в местах принудительного содержания, порой вступает в противоречие с целями исполнения наказаний, которые для уголовно-исполнительной системы являются приоритетными. Отсюда прямая дорога к человеческим трагедиям.
Нормативными предписаниями установлена, например, обязанность медицинских работников согласовывать возможность направления осужденных на лечение со службой, осуществляющей в уголовно-исполнительной системе оперативно-розыскную деятельность.
Таким образом, наличие объективных медицинских показателей неудовлетворительного состояния здоровья хотя и является необходимым, но остается недостаточным для принятия решения о лечении осужденного.
Ведомственное правовое регулирование не исключает возможности привлечения медицинских работников к выполнению не предусмотренных их служебным контрактом обязанностей на срок до одного месяца в течение календарного года.
Начальник исправительного учреждения вправе потребовать, например, от медицинского работника в течение указанного срока заниматься не профессиональной врачебной деятельностью, а выполнением мероприятий по поддержанию режимных требований.
Ситуация, сложившаяся с оказанием медицинской помощи в учреждениях ФСИН России, противоречит, таким образом, принципам медицинской этики, обязательной для всех без исключения работников здравоохранения, в особенности врачей. Это имеет прямое и непосредственное отношение к защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, сформулированных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 37/194 от 18.12.82.
Напомню, что совсем недавно, в 2006 году, Комитет против пыток ООН рассматривал четвертый периодический доклад Российской Федерации, после чего нашей стране было рекомендовано в местах принудительного содержания создать медицинскую службу, независимую от Министерства внутренних дел и Министерства юстиции.
Уместно напомнить, что о выполнении данных рекомендаций России предстоит проинформировать ООН к 31 декабря 2010 года в пятом периодическом докладе.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации трижды обращался к федеральным органам исполнительной власти с предложением о переподчинении медицинского персонала уголовно-исполнительной системы Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
К сожалению, вопрос не нашел своего разрешения до сегодняшнего дня.
Полагаю, что сейчас, как никогда прежде, ясно: время для принятия кардинальных решений по реформированию системы медицинского обеспечения в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний пришло.
В.ЛУКИН