КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2024 г. N 2км
О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНАМИ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ
С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШЕННЫМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Коллегия Министерства внутренних дел Российской Федерации отмечает актуальность повышения эффективности работы по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий < 1 > .
< 1 > Далее также - "IT-преступления", "IT-преступность", "IT-деяния", "IT-посягательства", "дистанционные преступления".
Наблюдается ежегодный рост количества зарегистрированных IT-преступлений. За последние четыре года их число увеличилось на треть (+32,6%) с 510,4 тыс. в 2020 году до 677 тыс. в 2023 году. Удельный вес в числе всех зарегистрированных деяний возрос с 25% в 2020 году до 34,8% в 2023 году.
Органами внутренних дел Российской Федерации < 2 > в 2023 году расследованы уголовные дела, возбужденные по фактам совершения 149,9 тыс. (+20%) посягательств данной категории, в период с января по апрель 2024 года - по 52,5 тыс. (+4,1%) IT-деяний.
< 2 > Далее - "органы внутренних дел".
В структуре IT-преступности в 2023 году преобладали дистанционные кражи и мошенничества < 3 > , которые составили почти три четверти таких преступлений (70,2%). Каждое восьмое преступление (12,0%) совершалось с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств (81,5 тыс.). Экономическую окраску имели 3,4% IT-преступлений (23,1 тыс.), экстремистскую направленность и террористический характер - 0,2% (1,3 тыс.).
< 3 > Статьи 158, 159, 159.3, 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации. Далее - "УК".
Осуществлялись организационные и практические меры по противодействию преступлениям, совершенным с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе в рамках реализации задач, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации < 1 > .
< 1 > Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Совершенствовалось нормативное регулирование в сфере противодействия криминальным посягательствам обозначенной категории. При участии МВД России разработан Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 369-ФЗ < 2 > , предусматривающий предоставление оператору по переводу денежных средств права приостанавливать использование клиентом электронного средства платежа в случае нахождения информации о клиенте-получателе или его электронном средстве платежа в базе данных о попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента. Документом также введена обязанность возмещения клиенту денежных средств, похищенных с его счета.
< 2 > "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе".
Законодательно установлена возможность конфискации имущества, полученного в результате совершения ряда IT-преступлений < 3 > .
< 3 > Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 214-ФЗ "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Внесены изменения в федеральные законы от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" и 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", предоставляющие право заемщику установить запрет на заключение с ним договоров потребительского кредита (займа) < 4 > .
< 4 > Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)".
В целях предупреждения IT-преступлений, оперативного принятия мер к возмещению причиненного потерпевшему ущерба и восстановления его нарушенных прав подготовлены проекты федеральных законов, направленные на криминализацию деяний, связанных с неправомерным оборотом электронных средств платежей, а также устанавливающие обязанность оператора по переводу денежных средств незамедлительно предоставлять необходимую информацию сотрудникам правоохранительных органов.
Выработаны механизмы совмещения автоматизированной системы обработки инцидентов ФинЦЕРТ Банка России и подсистемы "Дистанционное мошенничество" программно-технического комплекса интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня.
Для укрепления информационного взаимодействия МВД России заключены соответствующие соглашения на федеральном уровне с 33 органами государственной власти Российской Федерации, 7 кредитно-финансовыми организациями и 2 операторами связи.
На повышение уровня информированности населения о наиболее распространенных способах совершения IT-преступлений, дистанционных хищений с применением инструментов социальной инженерии и о методах защиты от них направлено регулярное размещение на официальных страницах МВД России в социальных сетях материалов профилактического характера.
В результате системной работы по реализации положений статьи 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях < 1 > , в том числе в части выделения материалов из уголовного дела о привлечении операторов связи к административной ответственности за пропуск подменного трафика, прокурорами возбуждено 866 административных производств и судами назначено 320 административных штрафов на сумму свыше 128 млн. рублей.
< 1 > "Неисполнение оператором связи обязанностей, касающихся передачи абонентского номера и (или) уникального кода идентификации, прекращения оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика и подключения к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования".
Важное значение придавалось деятельности по выявлению лиц, причастных к незаконному распространению персональных данных, используемых для последующего совершения дистанционных хищений.
В феврале 2024 года в г. Москве, Краснодарском крае и Ростовской области пресечена деятельность межрегиональной преступной группы, осуществившей незаконное копирование более 600 тыс. записей, содержащих указанные сведения.
Пристальное внимание уделялось противодействию распространения с использованием информационно-коммуникационных технологий заведомо ложных сообщений об актах терроризма, количество которых сократилось в 2023 году на 18% (17,6 тыс.). Установлены администраторы и пользователи интернет-ресурсов, осуществлявших рассылку данного контента, в мессенджере "Telegram" выявлено 52 сообщества, привлечены к ответственности администраторы 11 каналов. Разработаны рекомендации по блокированию американского и европейского интернет-трафика, используемого злоумышленниками в указанных целях, а также о мерах по повышению защищенности информационной инфраструктуры образовательных организаций Российской Федерации.
Создана единая многоуровневая модель подготовки кадров, позволяющая обеспечивать формирование у сотрудников компетенций по противодействию IT-преступлениям на всем протяжении службы. Продолжается работа в части организации повышения квалификации и переподготовки сотрудников в области противодействия IT-преступлениям как на базе ведомственных образовательных организаций, так и вне системы МВД России.
В то же время, несмотря на принимаемые меры, коллегия отмечает наличие ряда нерешенных вопросов по противодействию преступлениям, совершенным с использованием информационно-коммуникационных технологий.
По итогам 2023 года число поставленных на учет IT-преступлений увеличилось на 29,7%, в том числе тяжких и особо тяжких - на 25,9%. Возрос объем мошенничеств (статья 159 УК), дистанционных краж (пункт "г" части третьей статьи 158 УК) на 41,3% и 4,5% соответственно. Отмечался существенный (+295,2%) рост массива преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации (статья 272 УК).
В прошедшем году жертвами IT-преступлений стали 113,1 тыс. пенсионеров (+66,9%) и 6,8 тыс. несовершеннолетних (+27,7%).
В январе - апреле 2024 года число зарегистрированных IT-преступлений увеличилось на 17,4% и достигло 240,9 тыс.
Раскрываемость IT-деяний снизилась с 27,8% в 2022 году до 26,6% в 2023 году и с 32,6% в январе - апреле 2023 года до 28% в январе - апреле 2024 года.
В этой связи заслуживают внимания вопросы совершенствования системы противодействия IT-преступлениям, в первую очередь, имеющим широкий общественный резонанс и наносящим значительный ущерб пострадавшим. Существенное количество деяний совершается в составе организованных групп, а также с использованием методов социальной инженерии.
Необходима наступательность в противодействии неправомерному доступу к личным кабинетам граждан федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Не в полной мере реализован потенциал успешно используемых рядом территориальных органов МВД России методов раскрытия отдельных видов IT-преступлений и установления лиц, их совершивших.
Широкое применение специализированных технических средств для осуществления в противоправных целях звонков жителям России посредством преобразования и маршрутизации голосового трафика свидетельствует о целесообразности нормативного закрепления обязанности лицензирования соответствующих услуг связи.
Актуальной проблемой является недостаточное электронное взаимодействие с кредитными организациями, операторами связи, организаторами распространения информации в сети "Интернет" и иными субъектами информационно-коммуникационных услуг.
Негативное влияние на сроки получения информации на стадии проверки сообщения о преступлении и первоначальном этапе расследования уголовного дела оказывает отсутствие правовых оснований для направления оперативными подразделениями, специализирующимися на раскрытии IT-преступлений, прямых запросов операторам связи.
Также проблемными аспектами противодействия IT-посягательствам являются использование злоумышленниками банковских карт, принадлежащих третьим лицам, для вывода и легализации похищенных средств граждан, а также применение различных средств анонимизации, затрудняющих документирование совершаемых преступлений.
Представляется обоснованной проработка расширения действия административного законодательства с учетом практики дистанционного совершения правонарушений, в том числе экстремистской направленности, лицами, находящимися за пределами Российской Федерации.
Заслуживает внимания проблематика пресечения мошеннических схем, основанных на применении технологии подделки голоса и изображения.
Необходимо изучение проблемы возмещения ущерба, причиненного IT-преступлениями, размер которого по оконченным и приостановленным уголовным делам в 2023 году составил 156,5 млрд. рублей, в январе - апреле 2024 года - 53,7 млрд. рублей. На этом фоне показатель его возмещения не превышал 7,5% и 9,4% соответственно.
Требует решения вопрос наращивания противодействия неправомерному доступу к компьютерной информации.
Негативное влияние на эффективность оперативно-служебной деятельности подразделений, специализирующихся на противодействии IT-преступлениям, оказывает отсутствие общих подходов к организации их работы, в том числе в части ее координации.
Нуждаются в урегулировании отдельные вопросы взаимодействия заинтересованных подразделений, а также наделения их сотрудников дополнительными полномочиями.
Представляется важным принятие на местах дополнительных мер, направленных на повышение профессиональной подготовленности личного состава соответствующих служб, укрепление их кадрового потенциала.
Сохраняет актуальность проблематика внедрения передовых методов раскрытия IT-преступлений, улучшения уровня материально-технического обеспечения оперативных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений. Необходимо дальнейшее развитие подсистемы "Дистанционное мошенничество" программно-технического комплекса интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня.
С учетом изложенного и в целях совершенствования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по противодействию IT-преступлениям - коллегия решила:
1. Статс-секретарю - заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации действительному государственному советнику Российской Федерации 1 класса И.Н. Зубову совместно с ДПД МВД России, Следственным департаментом МВД России обеспечить сопровождение в Правительстве Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации после внесения в установленном порядке проектов федеральных законов, предусматривающих:
установление уголовной ответственности для лиц, передающих электронное средство платежа и (или) доступ к нему, а также использующих их для неправомерного осуществления операций по переводу, выдаче денежных средств, полученных преступным путем;
дополнение Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положениями, позволяющими приостанавливать операции с денежными средствами, электронными денежными средствами, авансовыми платежами, а также устанавливающими сроки и порядок информационного взаимообмена с финансово-кредитными организациями и операторами связи.
Результаты до 27 декабря 2024 года доложить Министру внутренних дел Российской Федерации.
2. УБК МВД России:
2.1. Совместно с УОС МВД России и при участии Минцифры России, Роскомнадзора, Банка России проанализировать достаточность профилактических мероприятий по противодействию преступлениям, совершенным с использованием информационно-коммуникационных технологий, с учетом динамики их роста, причиненного ущерба, социального статуса потерпевших, способов обмана граждан, а также оценки существующих угроз (в том числе втягивания граждан в диверсионную деятельность). Результаты с предложениями при необходимости по повышению эффективности работы в данном направлении деятельности до 9 сентября 2024 года доложить Министру внутренних дел Российской Федерации.
2.2. Подготовить и до 15 июля 2024 года направить в установленном порядке в Банк России обращение о проведении заблаговременной разъяснительной работы по широкому информированию граждан о возможностях установления самозапрета на получение кредитов.
2.3. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России и территориальными органами МВД России провести анализ функционирования подразделений, специализирующихся на противодействии IT-преступлениям. Подготовить и до 21 октября 2024 года доложить Министру внутренних дел Российской Федерации предложения по совершенствованию их деятельности, перераспределению функциональных обязанностей, в том числе в части координации, а также по совершенствованию организационного построения.
2.4. Совместно с заинтересованными подразделениями системы МВД России и при участии Минцифры России, Роскомнадзора, Банка России проработать и до 10 сентября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность УБК МВД России, предложения по совершенствованию механизма получения сведений от кредитных организаций, операторов связи, в том числе по созданию единой платформы взаимодействия для получения сведений о всех транзакциях денежных средств в "одном окне", предложения по унификации порядка предоставления в уполномоченные правоохранительные органы ответов на запросы и сокращению сроков их исполнения.
2.5. Изучить практику взаимодействия территориальных органов МВД России с ООО "ВКонтакте", по результатам подготовить и до 20 августа 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность УБК МВД России, предложения по решению проблематики оперативного получения ответов на запросы из указанной организации.
2.6. Совместно с БСТМ МВД России на основе анализа практики взаимодействия с организаторами распространения информации в сети "Интернет" изучить вопрос наделения оперативных подразделений полномочиями по прямому обращению к указанным организациям в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий и возможности получения в режиме реального времени сведений о пользователях соответствующих услуг. Результаты, содержащие согласованные предложения, доложить до 20 сентября 2024 года заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность УБК МВД России.
2.7. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России при участии Минцифры России, Роскомнадзора, ФНС России и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти проработать возможность внедрения механизма незамедлительного автоматического открепления абонентских номеров сотовой связи при смене владельца от его личных кабинетов на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), в банковских приложениях, приложениях иных операторов-держателей персональных данных (маркетплейсов, агрегаторов такси и других). Результаты до 30 октября 2024 года доложить Министру внутренних дел Российской Федерации.
2.8. При участии Банка России проработать возможность введения дополнительных механизмов защиты при кредитовании граждан, в том числе установление предельных сумм получения денежных средств в дистанционном режиме, использование нескольких проверочных мер, включая увеличение количества предоставляемых документов в электронном формате. Результаты до 1 октября 2024 года доложить Министру внутренних дел Российской Федерации.
2.9. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России при участии Минцифры России, Роскомнадзора проработать и до 1 октября 2024 года доложить Министру внутренних дел Российской Федерации предложения о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и (или) иные нормативные правовые акты в части лицензирования деятельности по оказанию услуг связи с использованием специального оборудования для преобразования и маршрутизации голосового трафика между сетями GSM и VoIP ("GSM-шлюзов" и "SIM-боксов"), а также для активации виртуальных телефонных номеров.
2.10. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России и при участии Минцифры России, ФСБ России выработать дополнительные организационные и технические меры, направленные на обеспечение достоверной идентификации пользователей услуг виртуальных автоматических телефонных станций, в том числе на исключение возможности использования платформы с иностранных IP-адресов, прокси-серверов и VPN-сервисов. Результаты до 1 ноября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность УБК МВД России.
2.11. Совместно с ГУРЛС МВД России, ФЭД МВД России и иными заинтересованными подразделениями МВД России проработать вопрос о проведении в первом полугодии 2025 года всероссийского семинара-совещания для руководителей подразделений по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий территориальных органов МВД России по вопросам совершенствования организации деятельности и повышения уровня профессиональной подготовки при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Результаты до 1 октября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность УБК МВД России.
2.12. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России и при участии кредитных организаций изучить специфику и тенденции совершения дистанционных преступлений с применением технологии подделки голоса или изображения. Результаты и при необходимости предложения по организации их выявления и раскрытия до 16 сентября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность УБК МВД России.
2.13. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России подготовить предложения по критериям, характеризующим эффективность противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и возможность применения критериев в государственных программах, национальных проектах и иных документах стратегического планирования. Результаты до 1 августа 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность УБК МВД России.
3. ГУУР МВД России:
3.1. Совместно с УБК МВД России разработать, до 1 августа 2024 года утвердить у заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ГУУР МВД России, и в течение августа - декабря 2024 года и января - июня 2025 года во взаимодействии с заинтересованными подразделениями МВД России и территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях реализовать комплекс мероприятий по противодействию дистанционным хищениям денежных средств граждан, совершаемым с использованием методов социальной инженерии, в том числе направленных на:
выявление и изъятие из оборота технических устройств, используемых при совершении указанных преступлений;
пресечение противоправной деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих или обеспечивающих вывод и обналичивание похищенных денежных средств;
информирование населения о новых формах и способах совершения IT-преступлений.
Результаты до 28 февраля 2025 года и до 25 августа 2025 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ГУУР МВД России.
3.2. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России и территориальными органами МВД России изучить положительные практики установления лиц, совершивших дистанционные преступления. Результаты и предложения по их внедрению, повышению эффективности оперативно-служебной деятельности, устранению обстоятельств, оказывающих негативное влияние на ее результативность, до 27 сентября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ГУУР МВД России.
3.3. Совместно с территориальными органами МВД России проанализировать полученную в ходе оперативного сопровождения уголовных дел информацию о лицах, участвующих в противоправном обналичивании похищенных денежных средств, и субъектах Российской Федерации, на территории которых оформлялись банковские карты, используемые при хищении, и (или) осуществлялось их обналичивание. Результаты с предложениями по совершенствованию противодействия деятельности указанных лиц до 25 декабря 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ГУУР МВД России.
3.4. Совместно с ФКУ "ГИАЦ МВД России" проработать вопрос о дополнении статистической отчетности сведениями, отражающими предмет преступного посягательства в виде недвижимого имущества, а также ущерб, причиненный кредитным организациям и их клиентам. Результаты до 25 декабря 2024 года доложить Министру внутренних дел Российской Федерации.
3.5. На основе анализа информации о кредитных организациях, клиенты которых наиболее часто становятся объектами преступного посягательства, совершенного путем установки программы дистанционного банковского обслуживания, получения от потерпевшего реквизитов банковской карты и кодов подтверждения, подготовить и до 1 октября 2024 года направить в установленном порядке в Банк России обращение, содержащее предложения об обязательстве банков осуществить мероприятия по усилению программных комплексов для предотвращения противоправных транзакций (антифрод-систем).
4. ГУНК МВД России:
4.1. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России проработать возможность наделения сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков органов внутренних дел полномочиями по использованию аппаратно-программных комплексов для проведения автоматизированного экспресс-исследования мобильных средств коммуникации. Результаты до 20 сентября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ГУНК МВД России.
4.2. Совместно с БСТМ МВД России проработать вопрос о включении в оперативные группы по раскрытию и расследованию наркопреступлений, совершенных в организованных формах с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также лицами, причастными к организации и функционированию маркетплейсов по продаже наркотиков, представителей подразделений специальных технических мероприятий. Результаты до 1 августа 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ГУНК МВД России.
5. ГУПЭ МВД России совместно с территориальными органами МВД России осуществить мониторинг электронных средств массовой информации, социальных сетей и мессенджеров в целях выявления противоправной информации, направленной на обострение оперативной обстановки на территории Российской Федерации, в том числе содержащей призывы к массовым акциям протеста, а также недостоверные, дискредитирующие сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации. Результаты до 25 декабря 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ГУПЭ МВД России.
6. ГУЭБиПК МВД России:
6.1. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России проработать вопрос нормативного закрепления механизма документирования следов преступлений, основанного на исследовании информации, содержащейся в сетях передачи данных, в том числе сети "Интернет". Результаты до 25 декабря 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ГУЭБиПК МВД России.
6.2. Совместно со Следственным департаментом МВД России, УБК МВД России изучить практику пресечения мошеннической деятельности, осуществляемой блогерами в социальных сетях. По результатам выработать и доложить до 26 марта 2025 года заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ГУЭБиПК МВД России, единый алгоритм противодействия таким деяниям.
7. БСТМ МВД России проработать вопрос сокращения сроков исполнения подразделениями специальных технических мероприятий запросов оперативных подразделений органов внутренних дел по получению сведений от операторов связи и организаторов распространения информации в сети "Интернет", в том числе установления особого порядка их рассмотрения в случаях, не терпящих отлагательств. Результаты до 30 октября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность БСТМ МВД России.
8. Следственному департаменту МВД России:
8.1. Совместно с УБК МВД России подготовить и до 1 августа 2024 года направить в установленном порядке информационные письма в заинтересованные органы государственной власти и кредитные организации, содержащие обобщенные сведения об обстоятельствах, способствующих совершению хищений с использованием дистанционных технологий, для принятия мер реагирования.
8.2. Совместно с УОД МВД России и иными заинтересованными подразделениями МВД России организовать проведение в июле - ноябре 2024 года обучающего семинара для следователей и дознавателей территориальных органов МВД России по вопросам совершенствования организации деятельности и повышения уровня профессиональной подготовки при расследовании преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Результаты до 2 декабря 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность Следственного департамента МВД России.
8.3. Совместно с УБК МВД России и иными заинтересованными подразделениями МВД России в рамках расследования уголовных дел о дистанционных хищениях изучить практику документирования и привлечения операторов связи к ответственности по статье 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Результаты, содержащие предложения по ее совершенствованию, до 15 ноября 2024 года доложить Министру внутренних дел Российской Федерации.
8.4. Проанализировать эффективность информационного обмена между МВД России и Банком России на базе автоматизированной системы обработки инцидентов ФинЦЕРТ Банка России. Результаты до 1 октября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность Следственного департамента МВД России.
8.5. Совместно с УБК МВД России изучить практику рассмотрения сообщений по фактам неправомерного доступа к компьютерной информации, возбуждения и расследования уголовных дел по ним. По результатам подготовить и до 2 декабря 2024 года направить в установленном порядке в территориальные органы МВД России разъяснения по расследованию преступлений, предусмотренных статьей 272 УК.
8.6. Совместно с УБК МВД России проработать и доложить до 2 сентября 2024 года заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственному за деятельность Следственного департамента МВД России, предложения о необходимости подготовки совместного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации межведомственного информационного письма о едином подходе к порядку и условиям возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьей 272 УК, с учетом положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. N 37.
9. УОД МВД России:
9.1. Подготовить и до 1 августа 2024 года направить в установленном порядке в территориальные органы МВД России макет уголовного дела о преступлении, предусмотренном частью первой статьи 159 УК, совершенном с использованием информационно-коммуникационных технологий.
9.2. При участии Банка России изучить причины и условия, способствовавшие совершению дистанционных преступлений с использованием микрофинансовых займов. Результаты, содержащие предложения о принятии дополнительных мер по предупреждению, пресечению и раскрытию данных деяний, до 30 сентября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственному за деятельность УОД МВД России.
10. УБК МВД России определить потребность оперативных подразделений органов внутренних дел, специализирующихся на раскрытии преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в аппаратно-программных комплексах, средствах вычислительной техники, необходимых для осуществления оперативно-служебной деятельности, и в срок до 2 октября 2024 года представить в ДИТСиЗИ МВД России и ДТ МВД России (по компетенции).
11. ДИТСиЗИ МВД России, ДТ МВД России (по компетенции) подготовить предложения об обеспечении оперативных подразделений, специализирующихся на раскрытии преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, материально-техническими средствами (аппаратно-программными комплексами, серверным оборудованием, специальной и вычислительной техникой), в том числе о возможности выделения дополнительного финансирования для их приобретения. Предложения в срок до 2 декабря 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ДИТСиЗИ МВД России и ДТ МВД России.
12. ФКУ "ГИАЦ МВД России":
12.1. Совместно с УБК МВД России, Следственным департаментом МВД России подготовить и до 25 июля 2024 года направить в установленном порядке в территориальные органы МВД России указание о повышении эффективности использования подсистемы "Дистанционное мошенничество" программно-технического комплекса интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня.
12.2. Проработать предложения заинтересованных подразделений МВД России и территориальных органов МВД России по совершенствованию функционала подсистемы "Дистанционное мошенничество" программно-технического комплекса интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня. Результаты до 1 октября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ФКУ "ГИАЦ МВД России".
13. ЭКЦ МВД России совместно с заинтересованными подразделениями системы МВД России:
13.1. Подготовить и до 2 сентября 2024 года доложить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ЭКЦ МВД России, предложения о необходимости дополнительного обеспечения экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел программными средствами для проведения компьютерных экспертиз, в том числе для исследования мобильных устройств.
13.2. Доложить до 15 июля 2024 года заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за деятельность ЭКЦ МВД России, график проведения во втором полугодии 2024 года занятий с сотрудниками оперативных и иных подразделений МВД России (в том числе посредством видео-конференц-связи) по совершенствованию навыков соотнесения смыслового содержания криминалистически значимых сообщений, размещаемых публично в социальных сетях, телеграм-каналах и мессенджерах, с признаками составов преступлений.
14. Руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России (по компетенции):
14.1. Проанализировать результаты деятельности подчиненных подразделений по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий. Определить и в течение августа - декабря 2024 года и января - июня 2025 года реализовать комплекс мер, направленных на повышение эффективности их работы, совершенствование организационного и ресурсного обеспечения, комплектование квалифицированными кадрами.
14.2. Изучить и при необходимости скорректировать в соответствии с алгоритмом действий следователя, дознавателя и сотрудников оперативных подразделений МВД России на первоначальном этапе проверки и расследования преступлений о заведомо ложном сообщении об акте терроризма < 1 > полномочия подразделений уголовного розыска, по противодействию экстремизму, по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий в деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, квалифицируемых по статье 207 УК.
< 1 > Исх. N 17/3-24766 от 20 июля 2023 г.
14.3. С целью противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, организовать проведение в течение августа - декабря 2024 года и января - июня 2025 года мероприятий по:
14.3.1. Привлечению к ответственности операторов связи, не исполняющих обязанность по передаче абонентского номера и (или) уникального кода идентификации, прекращению оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика и подключению к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования;
14.3.2. Пресечению противоправной деятельности участников колл-центров, осуществляющих дистанционное хищение денежных средств граждан, в том числе за пределами территории оперативного обслуживания.
14.3.3. Выявлению фактов незаконной реализации идентификационных модулей абонентов (SIM-карт), исключению их реализации без предоставления документов, удостоверяющих личность.
14.3.4. Осуществлению информационно-профилактической работы с привлечением медийных персон, а также сотрудников различных подразделений органов внутренних дел.
14.3.5. Повышению уровня взаимодействия с региональными электронными и печатными средствами массовой информации, органами социальной защиты населения при проведении просветительской работы среди населения старших возрастных групп.
14.3.6. Привлечению представителей молодежных добровольческих движений, волонтерских организаций и иных институтов гражданского общества к профилактической деятельности.
14.4. Обеспечить в течение августа - декабря 2024 года и января - июня 2025 года проведение ежемесячных проверок полноты, своевременности и достоверности внесения сведений в подсистему "Дистанционное мошенничество" программно-технического комплекса интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня.
14.5. Определить с учетом имеющейся нагрузки потребность в укреплении экспертно-криминалистических подразделений по направлениям компьютерных, радиотехнических, фоноскопических, лингвистических и автороведческих экспертиз. Направлять выпускников ведомственных образовательных организаций, прошедших подготовку по специальности 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере (специализация - Компьютерная экспертиза), для комплектования экспертно-криминалистических подразделений в целях осуществления деятельности по профилю обучения. О результатах проинформировать ЭКЦ МВД России до 15 октября 2024 года и 15 января 2025 года одновременно с материалами, предоставляемыми в порядке, предусмотренном подпунктами 25.4 и 25.5 Инструкции по организации зонального контроля Министерства внутренних дел Российской Федерации за деятельностью территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 3 февраля 2012 г. N 77.
14.6. Организовать изучение материалов уголовных дел по преступлениям, связанным с совершением дистанционных мошенничеств, на предмет полноты и своевременности осуществленных следователями, дознавателями и сотрудниками оперативных подразделений мероприятий на первоначальном этапе расследования и обеспечить при необходимости проведение повторных или дополнительных следственных действий с участием потерпевших.
15. ЭКЦ МВД России обеспечить в месячный срок с даты, предусмотренной для исполнения подпункта 14.5 настоящего решения, обобщение, анализ сведений и предоставление доклада о выполнении указанного подпункта заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственному за деятельность ЭКЦ МВД России.
16. ГУУР МВД России, ГУЭБиПК МВД России, Следственному департаменту МВД России, УБК МВД России, УОД МВД России, УОС МВД России, ФКУ "ГИАЦ МВД России" (по компетенции) в ходе проводимых во втором полугодии 2024 года, 2025 году инспектирований, контрольных и целевых проверок проанализировать ход исполнения поручений, предусмотренных подпунктами 14.1, 14.2, 14.3.3, 14.3.5 (УБК МВД России), 14.3.1 (Следственный департамент МВД России, УБК МВД России - по компетенции), 14.3.2 (ГУУР МВД России, УБК МВД России - по компетенции), 14.3.4, 14.3.6 (УБК МВД России, УОС МВД России - по компетенции), 14.4 (Следственный департамент МВД России, УБК МВД России, УОД МВД России, ФКУ "ГИАЦ МВД России" - по компетенции), 14.6 (Следственный департамент МВД России, УОД МВД России, ГУУР МВД России, ГУЭБиПК МВД России, УБК МВД России - по компетенции), настоящего решения. Результаты докладывать в порядке, предусмотренном Инструкцией по организации и проведению инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 3 февраля 2012 г. N 77.
Председатель
генерал полиции
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ