МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 сентября 2008 г. N 217
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИЙ (ПРОВЕРОК) ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ,
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ
ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1998, N 16, ст. 1796; 1998, N 30, ст. 3613; 2000, N 26, ст. 2730; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 52 (ч. 1), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4847; 2003, N 52, (ч. 1), ст. 5038; 2004, N 10, ст. 832; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 831; 2007, N 24, ст. 2834; 2007, N 26, ст. 3077), указами Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3696; 2000, N 31, ст. 3252; 2001, N 30, ст. 3156) и от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2005, N 29, ст. 3037; 2005, N 49, ст. 5204; 2007, N 11, ст. 1283) в целях совершенствования организации и проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной, производственной деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний приказываю:
Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению ревизий (проверок) финансово-хозяйственной, производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений и органов ФСИН России.
Министр
А.В.КОНОВАЛОВ
Утверждена
приказом Министерства
юстиции Российской Федерации
от 30 сентября 2008 г. N 217
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИЙ (ПРОВЕРОК) ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ,
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ
ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ
I. Общие положения
1. Инструкция по проведению ревизий (проверок) финансово-хозяйственной, производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений и органов ФСИН России (далее - Инструкция) устанавливает порядок финансового контроля за использованием бюджетных ассигнований, средств, полученных в результате производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также материальных ценностей учреждений и органов ФСИН России путем проведения ревизий (проверок).
2. Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде финансовых и хозяйственных операций проверяемого учреждения или органа ФСИН России, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий должностных лиц, на которых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложена ответственность за их осуществление.
3. Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого учреждения или органа ФСИН России.
4. Цель ревизии (проверки) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении учреждениями и органами ФСИН России хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, использованием материальных ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами.
5. Организация и производство ревизий (проверок) обеспечиваются контрольно-ревизионными подразделениями ФСИН России: контрольно-ревизионной инспекцией организационно-инспекторского управления ФСИН России (далее - ОИУ ФСИН России) и контрольно-ревизионными службами территориальных органов ФСИН России.
6. При организации и проведении ревизий (проверок), оформлении и реализации их результатов, лица, на которых возложены эти функции, обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, Минфина России, приказами и методическими рекомендациями ФСИН России, а также настоящей Инструкцией.
II. Порядок назначения ревизии (проверки)
7. Ревизии (проверки) назначаются:
директором ФСИН России - если они проводятся контрольно-ревизионной инспекцией ОИУ ФСИН России;
начальниками территориальных органов ФСИН России - если они проводятся находящимися в их подчинении штатными контрольно-ревизионными службами.
8. Ревизии (проверки) проводятся контрольно-ревизионными подразделениями ФСИН России не реже одного раза в год.
9. Решение о назначении ревизий (проверок) оформляется приказом органа ФСИН России, которым утверждается годовой план проведения ревизий (проверок). На основании годового плана составляются и утверждаются поквартальные графики проведения ревизий (проверок).
Внеплановые ревизии (проверки) проводятся по предписаниям (заданиям) ФСИН России, начальников территориальных органов ФСИН России, а также по решению органов прокуратуры по установленным законодательством Российской Федерации основаниям.
10. При необходимости для проведения ревизий (проверок) могут привлекаться работники учреждений и органов ФСИН России а также представители проверяемого органа или учреждения ФСИН России (далее - участники).
Все участники ревизий (проверок) выполняют обязанности и пользуются правами ревизора в полном объеме, несут ответственность в установленном законом порядке.
11. Для проведения ревизии (проверки) штатным ревизорам и другим лицам, привлекаемым к проведению ревизии (проверки), выдается предписание на право ее проведения, которое подписывается лицом, назначившим ревизию (проверку), и заверяется оттиском печати учреждения или органа ФСИН России.
12. Срок проведения ревизии (проверки) не может превышать 30 дней. Продление указанного срока допускается с разрешения лица, назначившего ревизию (проверку), на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не более чем на 10 дней.
13. Датой начала ревизии (проверки) считается дата предъявления руководителем ревизионной группы предписания на проведение ревизии (проверки) руководителю проверяемого учреждения или органа ФСИН России. Датой окончания ревизии (проверки) считается день подписания акта ревизии (проверки) руководителем проверяемого учреждения или органа ФСИН России.
14. Для проведения ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы разрабатывает план проведения ревизии (проверки), который утверждается заместителем начальника ОИУ ФСИН России - начальником контрольно-ревизионной инспекции ОИУ ФСИН России, руководителями территориальных органов ФСИН России назначившими ревизию (проверку). На основании утвержденного плана указанные лица осуществляют инструктаж руководителя ревизионной группы.
План должен содержать перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия. Члены ревизионной группы с планом ревизии (проверки) знакомятся под роспись.
15. При подготовке к проведению ревизии (проверки) участники ревизионной группы должны изучить: план ревизии (проверки); законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по теме ревизии (проверки); бухгалтерскую и статистическую отчетность, другие документы, характеризующие деятельность проверяемого учреждения или органа ФСИН России; документы предыдущих ревизий (проверок).
III. Порядок проведения ревизии (проверки)
16. Руководитель ревизионной группы должен предъявить начальнику учреждения или органа ФСИН России предписание на проведение ревизии (проверки), ознакомить его с планом проведения ревизии (проверки), представить участников ревизионной группы, решить организационно-технические вопросы.
17. При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, имеющие допуск к государственной тайне участники ревизионной группы, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам плана ревизии (проверки), предъявляют соответствующие справки о допуске.
18. Исходя из вопросов, указанных в плане ревизии (проверки), руководитель ревизионной группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому пункту плана, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемого учреждения или органа ФСИН России путем анализа и оценки полученной из них информации.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.
19. Контрольные действия могут проводиться в полном объеме или выборочно.
При проведении контрольных действий в полном объеме проверяется все финансовые и хозяйственные операции, относящиеся к одному вопросу плана ревизии (проверки).
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении отдельных финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу плана ревизии (проверки). Объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить оценку операциям по изучаемому вопросу.
20. Решение об использовании способа проведения контрольных действий по каждому вопросу плана принимает руководитель ревизионной группы исходя из содержания вопроса плана, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского учета в поверяемом учреждении или органе ФСИН России, срока ревизии (проверки) и иных обстоятельств.
Контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций проводятся в полном объеме.
21. При проведении ревизии в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным счетам, операций с материальными ценностями.
22. В ходе проведения ревизии проводится комплекс контрольных действий по изучению:
соответствия учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов форме и содержанию;
соблюдения учреждениями и органами ФСИН России законодательства Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной, производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
соблюдения требований жилищного законодательства Российской Федерации при распределении и оплате жилья сотрудникам ФСИН России, в том числе путем выделения безвозмездной финансовой помощи и выдачи государственных жилищных сертификатов;
эффективности использования бюджетных ассигнований, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также средств, полученных в результате финансово-хозяйственной, производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
правомерности использования средств, поступивших из бюджетов в рамках целевых программ;
состояния бухгалтерского учета и отчетности, полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в учете и отчетности, в том числе соответствия записей в учетных документах первичным сведениям, показателей бухгалтерской отчетности - данным аналитического учета, достоверности бухгалтерской отчетности;
соответствия объема и структуры кассовых расходов финансовому результату;
порядка ведения кассовых и банковских операций, авансовой дисциплины;
правильности и обоснованности расходования средств на строительство, капитальный и текущий ремонты, реконструкцию зданий и сооружений;
использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, правильности и обоснованности сдачи его в аренду;
фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
порядка ведения договорной, правовой, претензионной и экономической работы;
деятельности конкурсных комиссий;
результатов финансово-хозяйственной, производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обоснованности затрат, включаемых в себестоимость товаров, работ, услуг для нужд ФСИН России;
соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, обеспечения сохранности материальных ценностей, порядка возмещения причиненного ущерба;
правомерности начисления и выплат денежного довольствия и заработной платы, компенсационных выплат и пособий;
рациональности использования автотранспорта, правомерности списания горючих и смазочных материалов, запасных частей;
полноты пенсионного обеспечения и социального обслуживания уволенных сотрудников и членов их семей;
состояния контрольно-ревизионной работы, внутреннего контроля;
принятых мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба;
привлечения к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки).
23. При проведении ревизии (проверки) изучается часть кассовых и банковских документов ранее проверенного периода (выборочно), но во всех случаях не менее, чем за три месяца.
24. Руководитель ревизионной группы вправе требовать и получать необходимые письменные объяснения, справки и сведения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого учреждения или органа ФСИН России, по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки). В случае отказа от их представления в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись.
25. В ходе ревизии (проверки) фактического наличия, сохранности товарно-материальных ценностей руководитель ревизионной группы (ее участники) имеют право беспрепятственно посещать территорию и служебные помещения проверяемого учреждения или органа ФСИН России, а в необходимых случаях - опечатывать служебные помещения.
26. В период ревизии (проверки) по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки о проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной, производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Данные справки составляются участниками ревизионной группы, проводившими контрольные действия, согласовываются с руководителем ревизионной группы, подписываются должностными лицами проверяемого учреждения или органа ФСИН России, ответственными за соответствующее направление финансово-хозяйственной, производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В случае отказа должностного лица подписать справку на ней делается запись об отказе указанного лица от подписания справки.
Справки прилагаются к акту ревизии (проверки), а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта ревизии (проверки).
27. В случае, когда можно предположить, что выявленное в ходе ревизии (проверки) нарушение может быть скрыто либо по нему необходимо принять меры по незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт ревизии (проверки), к которому прилагаются письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого учреждения или органа ФСИН России.
28. Руководитель ревизионной группы вправе отстранять от участия в ревизии (проверке) сотрудников, привлекаемых для проведения ревизии (проверки), недобросовестно относящихся к исполнению возложенных на них обязанностей либо допустивших в процессе работы нарушения служебной дисциплины, о чем немедленно информирует начальника, назначившего ревизию (проверку), и руководителя подразделения, направившего сотрудника для участия в ревизии (проверке).
29. Руководитель ревизионной группы несет персональную ответственность за качество организации, подготовки и проведения ревизии (проверки), объективность ее результатов, выводов и предложений.
IV. Оформление результатов ревизии (проверки)
30. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который состоит из вводной, описательной и заключительной частей, приложений к нему.
31. Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать:
тему ревизии (проверки);
дату и место составления акта ревизии (проверки);
номер и дату предписания на проведение ревизии (проверки);
основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер, либо отдельные вопросы ревизии (проверки);
фамилии, инициалы, специальные звания, должности лиц, проводивших ревизию (проверку);
фамилии, должности лиц, проводивших предыдущую ревизию (проверку), а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ее ходе;
проверяемый период;
срок проведения ревизии (проверки);
фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи финансовых документов в проверяемом периоде.
В вводной части акта ревизии (проверки) могут отражаться другие сведения, характеризующие финансово-хозяйственную, производственную, предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность проверяемого учреждения или органа ФСИН России.
32. Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу плана проведения ревизии (проверки).
33. Заключительная часть акта ревизии (проверки) должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии (проверки), в том числе о выявленных видах финансовых нарушений с указанием по каждому виновных должностных лиц.
Заключительная часть акта ревизии (проверки) содержит предложения по устранению нарушений и недостатков, выявленных в период ревизии (проверки), и срок их устранения.
34. Промежуточный акт ревизии (проверки) оформляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией для оформления акта ревизии (проверки).
35. Факты, изложенные в промежуточном акте ревизии (проверки), включаются в акт ревизии (проверки).
Промежуточный акт ревизии (проверки) подписывается участником ревизионной группы, проводившим контрольные действия по проверке отдельных вопросов, указанных в плане, руководителем ревизионной группы и начальником проверяемого учреждения или органа ФСИН России.
36. При составлении акта ревизии (проверки) должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость и доступность изложения.
Факты нарушений и недостатков, излагаемые в акте ревизии (проверки), должны подтверждаться документами (копиями документов) о результатах контрольных действий, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого учреждения или органа ФСИН России, прилагаемыми к акту ревизии (проверки).
Копии документов заверяются подписью руководителя (либо уполномоченного им лица) и оттиском печати проверяемого учреждения или органа ФСИН России.
37. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), должны быть указаны:
положения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены;
к какому периоду относится нарушение;
содержание нарушения;
фамилия, инициалы должностного материально ответственного или иного лица, допустившего нарушение.
38. В акте ревизии (проверки) не допускается:
излагать выводы, предположения, а также факты, не подтвержденные соответствующими документами;
включать сведения из документов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверяемого учреждения или органа ФСИН России;
прилагать документы проверок учреждений или органов ФСИН России иными организациями;
давать морально-этическую оценку действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого учреждения или органа ФСИН России, квалифицировать их поступки, намерения и цели.
39. Акт ревизии (проверки) подписывается руководителем ревизионной группы, начальником и главным бухгалтером учреждения или органа ФСИН России.
Руководитель ревизионной группы устанавливает по согласованию с начальником учреждения или органа ФСИН России срок для ознакомления последнего с актом ревизии (проверки) и его подписания, но не более трех дней со дня получения акта.
Замечания, возражения, особые мнения к акту ревизии (проверки) оформляются на отдельном листе. При этом реквизит "подпись" дополняется словами "с прилагаемыми замечаниями", помещаемыми перед личной подписью визирующего.
40. Руководитель ревизионной группы в срок до 30 дней со дня получения письменных замечаний по акту ревизии (проверки) рассматривает их обоснованность, при необходимости проводит дополнительную проверку фактов, изложенных в объяснениях, и готовит письменное заключение. Указанное заключение утверждается руководителем, назначившим ревизию (проверку). Первый экземпляр заключения направляется в учреждение или орган ФСИН России, второй - приобщается к документам ревизии (проверки).
В случае отказа должностных лиц учреждения или органа ФСИН России подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписания и получения акта. В этом случае акт ревизии направляется в учреждение или орган ФСИН России по почте или иным способом в установленном порядке.
41. Акт ревизии (проверки) составляется:
в двух экземплярах - при проведении ревизий (проверок) контрольно-ревизионными службами территориальных органов ФСИН России: первый экземпляр направляется в проверенное учреждение; второй - в орган, назначивший ревизию (проверку);
в трех экземплярах - при проведении ревизий (проверок) контрольно-ревизионной инспекцией ОИУ ФСИН России: первый экземпляр с приложениями и второй экземпляр направляются директору ФСИН России; третий экземпляр с копиями приложений остается в проверенном учреждении или органе ФСИН России.
О получении акта ревизии (проверки) начальник проверяемого учреждения или органа ФСИН России или лицо, им уполномоченное, делает запись на первом экземпляре акта ревизии (проверки), которая содержит: дату получения акта, подпись лица, получившего акт, расшифровку подписи.
42. Акты ревизии (проверки) направляются проверенным учреждением или органом ФСИН России в адрес не позднее пяти дней после подписания.
43. Передаваемые в органы прокуратуры документы направляются с сопроводительным письмом, в котором излагается суть нарушений со ссылкой на соответствующие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, указывается размер ущерба. К письму прилагается акт ревизии (проверки) с приложениями.
44. При передаче документов ревизии (проверки) в органы прокуратуры в делах учреждения или органа ФСИН России остаются копии акта ревизии и приложений к нему, а также документ, подтверждающий их передачу соответствующим органам.
V. Порядок подведения итогов ревизии (проверки) и организации
контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков
45. Устранение нарушений и недостатков начинается в ходе ревизии (проверки) по мере их выявления. Руководитель ревизионной группы информирует о них начальника учреждения или органа ФСИН России для принятия необходимых мер к их устранению, привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению причиненного материального ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При их полном устранении в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись.
46. Руководитель, назначивший ревизию (проверку), обязан в срок не позднее 30 дней после поступления акта ревизии (проверки) рассмотреть его и направить в проверенное учреждение или орган ФСИН России приказ (заключение) об устранении выявленных нарушений и недостатков с установлением срока.
47. Начальник проверенного учреждения или органа ФСИН России должен в установленный срок представить донесение о выполнении предложений по акту ревизии и приказа (заключения) об устранении выявленных ревизией (проверкой) нарушений и недостатков. Донесение включает в себя: план устранения нарушений и недостатков; полную и объективную информацию о выполнении предложений; заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих возмещение ущерба, приказов о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших финансовые нарушения.
Указанный срок может быть продлен на период проведения служебной проверки в отношении должностных лиц, допустивших нарушения.
Донесение подписывают начальник и главный бухгалтер проверенного учреждения или органа ФСИН России, которые несут персональную ответственность за достоверность представленной информации.
48. Контрольно-ревизионные подразделения ФСИН России должны осуществлять контроль за своевременным выполнением приказов (заключений) и предложений, направленных на устранение выявленных ревизиями (проверками) нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной, производственной и иной приносящей доход деятельности, в том числе путем проведения тематических проверок по этому вопросу.
49. Контрольно-ревизионные подразделения ФСИН России систематически изучают и обобщают документы ревизий (проверок), вносят предложения о совершенствовании системы финансового контроля в учреждениях и органах ФСИН России, дополнениях и изменениях в законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации.