МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИКАЗ
от 15 апреля 2020 г. N 255
О СОЗДАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ В ФСИН РОССИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р приказываю:
1. Создать в ФСИН России систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
2. Утвердить Положение об организации в ФСИН России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства согласно приложению.
3. Пресс-бюро управления делами ФСИН России (Паньшина К.В.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте ФСИН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Начальникам структурных подразделений ФСИН России обеспечить ознакомление работников ФСИН России с настоящим приказом.
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор
А.П.КАЛАШНИКОВ
Приложение
Утверждено
приказом ФСИН России
от 15 апреля 2020 г. N 255
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ФСИН РОССИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок функционирования в ФСИН России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в целях обеспечения соответствия деятельности ФСИН России требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности ФСИН России.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в ФСИН России;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - коллегиальное подразделение, созданное в ФСИН России (рабочая группа), осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в ФСИН России антимонопольного комплаенса.
3. Целями антимонопольного комплаенса в ФСИН России являются:
а) обеспечение соответствия деятельности ФСИН России требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности ФСИН России.
4. Задачи антимонопольного комплаенса в ФСИН России:
а) выявление комплаенс-рисков;
б) управление комплаенс-рисками;
в) контроль за соответствием деятельности ФСИН России требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в ФСИН России антимонопольного комплаенса.
5. Принципы организации антимонопольного комплаенса в ФСИН России:
а) заинтересованность руководства ФСИН России в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки комплаенс-рисков;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в ФСИН России антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в ФСИН России;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организации антимонопольного комплаенса в ФСИН России
6. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется директором ФСИН России, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе в ФСИН России, вносит в него изменения, принимает внутренние документы ФСИН России, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение работниками ФСИН России настоящего Положения;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
7. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией, функционированием и контролем за исполнением антимонопольного комплаенса, возлагаются на рабочую группу по функционированию в ФСИН России антимонопольного комплаенса, положение и состав которой утверждаются директором ФСИН России.
8. К функциям уполномоченного подразделения относятся:
а) подготовка и представление директору ФСИН России на утверждение правовых актов о внесении изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе, а также внутриведомственных документов ФСИН России, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) организация консультирования работников ФСИН России по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями ФСИН России по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) организация и участие в проведении служебных проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса;
е) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
ж) информирование директора ФСИН России о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
з) подготовка карты комплаенс-рисков ФСИН России;
и) разработка и внесение на утверждение директору ФСИН России ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
к) подготовка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФСИН России;
л) подготовка для утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
м) координация взаимодействия с коллегиальным органом;
н) выявление конфликта интересов в деятельности работников и структурных подразделений ФСИН России в части, касающейся антимонопольного комплаенса, разработка предложений по их исключению.
9. Функции коллегиального органа возлагаются на Общественный совет при ФСИН России.
10. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий ФСИН России в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения ФСИН России
антимонопольного законодательства
11. Выявление и оценка комплаенс-рисков ФСИН России осуществляется уполномоченным подразделением.
12. В целях выявления комплаенс-рисков уполномоченным подразделением проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ФСИН России за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов ФСИН России;
в) анализ проектов нормативных правовых актов ФСИН России;
г) мониторинг и анализ практики применения ФСИН России антимонопольного законодательства;
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
13. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях ФСИН России и территориальных органах ФСИН России сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в ФСИН России, который содержит классифицированные по направлениям деятельности ФСИН России сведения о выявленных за предыдущие 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных ФСИН России на недопущение повторения нарушения.
14. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа нормативных правовых актов ФСИН России реализуются следующие мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов ФСИН России (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, который размещается на официальном сайте ФСИН России;
б) размещение на официальном сайте ФСИН России уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление директору ФСИН России сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты ФСИН России.
15. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте ФСИН России (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
16. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в ФСИН России уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в ФСИН России;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в ФСИН России;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в ФСИН России.
17. При выявлении комплаенс-рисков уполномоченным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности ФСИН России по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
18. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением по уровням согласно приложению к Методическим рекомендациям по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
19. В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков уполномоченным подразделением обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения в отношении работников ФСИН России, указанные материалы подлежат передаче в структурное подразделение ФСИН России, к компетенции которого относится рассмотрение таких вопросов.
20. Выявленные комплаенс-риски отражаются уполномоченным подразделением в карте комплаенс-рисков ФСИН России.
21. В карту комплаенс-рисков ФСИН России включаются:
а) выявленные риски (их описание);
б) оценка причин возникновения рисков;
в) описание условий возникновения рисков.
22. Информация о выявлении и оценке комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Мероприятия по снижению комплаенс-рисков ФСИН России
23. В целях снижения комплаенс-рисков уполномоченным подразделением не реже одного раза в год разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФСИН России.
24. Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФСИН России.
25. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФСИН России подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Порядок оценки эффективности функционирования
в ФСИН России антимонопольного комплаенса
26. В целях оценки эффективности функционирования в ФСИН России антимонопольного комплаенса применяются ключевые показатели для уполномоченного подразделения, а также для ФСИН России в целом.
27. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются уполномоченным подразделением в соответствии с методикой, определенной антимонопольным органом, и утверждаются директором ФСИН России.
28. Уполномоченное подразделение не реже одного раза в год проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
29. Доклад об антимонопольном комплаенсе подготавливается уполномоченным подразделением и представляется на утверждение коллегиальному органу.
30. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе.
31. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
32. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте ФСИН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
33. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, направляется ФСИН России в ФАС России для включения информации о мерах об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в ФСИН России в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
VII. Порядок ознакомления работников ФСИН России
с антимонопольным комплаенсом
34. Начальники структурных подразделений ФСИН России, обеспечивают ознакомление подчиненных работников с настоящим Положением под роспись.