МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 16 февраля 2015 г. N ММВ-7-2/70@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 198 - 199.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации части 8 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Порядок рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.МИШУСТИН
Утвержден
приказом ФНС России
от _______ 2015 г. N _______
ПОРЯДОК
РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 198 - 199.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Порядок разработан в целях доведения до нижестоящих налоговых органов рекомендаций по осуществлению взаимодействия со следственными органами при рассмотрении налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
1. В соответствии с частью восьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, обязан рассмотреть указанные материалы не позднее 15 суток с момента их получения.
Срок рассмотрения вышеуказанных материалов исчисляется в календарных днях.
2. В течение 3 суток со дня поступления материалов от следователя вышестоящий налоговый орган проверяет наличие постановки на учет в нижестоящем налоговом органе налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), и, при положительных результатах такой проверки, направляет по Системе электронного документооборота (далее - СЭД) копию поступивших от следователя материалов в нижестоящий налоговый орган для осуществления одного из следующих действий:
- подготовки заключения о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
- подготовки информации о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу;
- подготовки информации об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
Одновременно с вышеуказанными действиями вышестоящий налоговый орган проверяет наличие:
факта того, что обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной повторной выездной налоговой проверки, проведенной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также наличие информации об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе, проверяется факт направления соответствующих материалов в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
факта проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу.
3. В случае отсутствия постановки на учет в нижестоящем налоговом органе налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) материалы в течение суток передаются в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора). При этом копии материалов направляются в электронной форме по СЭД с обязательной последующей досылкой подлинников на бумажном носителе. Предусмотренный частью восьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 15 суточный срок в этом случае исчисляется с момента получения таких материалов по СЭД вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик.
В случае если налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, материалы по системе налоговых органов не передаются. Следователь информируется об этих фактах в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
4. Нижестоящий налоговый орган в течение 7 суток со дня поступления материалов подготавливает заключение или информацию, указанную в пункте 2 настоящего Порядка, и направляет в вышестоящий налоговый орган.
В случае, если материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, были ранее в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации направлены в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, нижестоящий налоговый орган в указанный срок информирует об этом вышестоящий налоговый орган.
5. Вышестоящий налоговый орган по результатам рассмотрения материалов, направленных следователем, не позднее 15 суток с момента их получения на основе имеющейся информации и сведений, поступивших из нижестоящего налогового органа:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе, в случае, если материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, были ранее в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации направлены в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Документом, содержащим сведения о правильности (неправильности) предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам, а также сведения о размере пеней и штрафов (расчетом пеней и штрафов, предусмотренным частью второй статьи 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) является решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, прилагаемое к названному заключению. К заключению прилагаются копии всех упомянутых в нем документов, за исключением тех случаев, когда материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, были ранее в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации направлены в следственные органы.
Рекомендуемая форма Заключения о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу, в том числе, в случаях, когда справка о проведенной выездной налоговой проверке в соответствии с пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации составлена, но решение еще не принято либо не вступило в силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, в том числе, если налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в нижестоящем налоговом органе. При этом сообщается о передаче материалов в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), либо сообщается о том, что налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации или снят с учета с указанием причины снятия (смерть, ликвидация, реорганизация, и т.д.). Дата информирования о передаче материалов по принадлежности в иной налоговый орган должна совпадать с датой документа, которым указанные материалы были переданы.
Заключение или информация в части, касающейся повторных выездных налоговых проверок в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, подготавливается вышестоящим налоговым органом.
6. Поступление материалов от следователя, иные факты, а также направление вышестоящим налоговым органом заключения (информирование) фиксируются в Журнале учета сообщений о преступлениях по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. Журнал учета сообщений о преступлениях является документом для служебного пользования.
Приложение N 1
к Порядку рассмотрения налоговыми
органами сообщений о преступлениях,
предусмотренных статьями 198 - 199.1
Уголовного кодекса Российской Федерации
бланк руководителя Следователю ____________________ (заместителя руководителя) ________________________________ налогового органа (Ф.И.О. < * > следователя, наименование следственного органа, адрес) Заключение N _______ о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (____________________________________________) (дата, номер исходящего документа/ дата, номер входящего документа) сообщаю о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам согласно ___________________________________________ (решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решению об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения < ** > ) от ____________________ N ____________. (дата) Вышеуказанное решение обжаловано/не обжаловано ________________________ (нужное указать) __________________________________________________________________________. (в случае обжалования указывается информация об обжаловании решения и результатах обжалования решения) Исполнение вышеуказанного решения приостановлено __________________________ __________________________________________________________________________. (в случае приостановления указывается информация о наименовании и реквизитах документа, являющегося основанием для приостановления исполнения решения) Приложение: на ___ л. в 1 экз. (копии всех упомянутых в настоящем заключении документов) < *** > ___________________________________________________________________________ (в случае направления ранее материалов в следственные органы в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ указать реквизиты сопроводительного письма (писем)) __________________________ ______________ /____________________/ (наименование должности) (подпись) (Ф.И.О. < * > ) М.П.< * > Отчество указывается при наличии.
< ** > Указывается одно из принятых решений.
< *** > Копии документов не направляются, если они ранее были направлены в следственные органы в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ.
Приложение N 2
к Порядку рассмотрения налоговыми
органами сообщений о преступлениях,
предусмотренных статьями 198 - 199.1
Уголовного кодекса Российской Федерации
Журнал учета сообщений о преступлениях
___________________________________________________
(наименование налогового органа)
Регистрационный номер | Дата поступления в налоговый орган сообщения о преступлении и иных материалов | Наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика | ИНН | КПП | Предполагаемая сумма недоимки по налогам и (или) сборам по данным следователя, тыс. руб. | Дата направления в нижестоящий налоговый орган | Дата направления по принадлежности в иной вышестоящий налоговый орган | Дата ответа из нижестоящего налогового органа | Дата направления ответа следователю | Результат рассмотрения сообщения о преступлении < * > | Сумма недоимки по налогам (или) сборам и расчет размера пеней и штрафов согласно данным налогового органа (заключению), тыс. руб. | в том числе, тыс. руб. | ||
налог | пени | штраф | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 13 | 14 | 15 | 16 |
< * > "1" - направлено заключение; "2" - следователь проинформирован о проведении проверки; "3" - следователь проинформирован об отсутствии сведений о нарушении.