МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2014 г. N 00015/14/69836-АП
О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕХАНИЗМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКАМИ ЗА 3 КВАРТАЛА 2014 ГОДА
Федеральной службой судебных приставов проведен анализ работы территориальных органов ФССП России по применению в период с 23.03.2014 по 01.10.2014 ст. 87.1 и 87.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) и влияния самостоятельной реализации имущества должниками на эффективность исполнения требований исполнительных документов.
По информации территориальных органов ФССП России, по состоянию на 01.10.2014 от должников поступило 33011 ходатайств о самостоятельной реализации арестованного имущества. Должниками самостоятельно реализовано имущество в рамках 28651 ходатайства (87%) на сумму свыше 387 млн. руб., взыскателям в счет погашения задолженности передано имущество, не реализованное должниками в рамках 748 ходатайств (2%) на сумму более 38 млн. руб.
Согласно ЦБД АИС ФССП России, за 9 месяцев 2014 года по 40069 исполнительным производствам арестованное малоценное имущество стоимостью до 30 тыс. руб. передано на реализацию, из них принудительно реализовано имущество по 22739 исполнительным производствам (57%).
Таким образом, эффективность самостоятельной реализации арестованного имущества превышает эффективность реализации арестованного имущества в принудительном порядке.
Однако по результатам мониторинга установлено, что введенный механизм применяется в территориальных органах ФССП России не в равной степени эффективно.
Так, в управлениях ФССП России по Красноярскому краю за 5 месяцев действия Закона должниками самостоятельно реализовано имущество стоимостью до 30 тыс. руб. на 58 млн. руб., что составляет 66% всего реализованного незаложенного имущества в отчетном периоде, в Республике Мордовия - 50 млн. руб. и 93%, Саратовской области - 37 млн. руб. и 58%, Кемеровской области - 32 млн. руб. и 57%, Курской области - 30 млн. руб. и 81%.
Наименьшее распространение практики самостоятельной реализации отмечено в управлениях ФССП России по Республике Северная Осетия - Алания, где по состоянию на 01.10.2014 от самостоятельной реализации арестованного имущества поступили денежные средства в размере 25 тыс. руб. (1%), Ямало-Ненецком АО - 88 тыс. руб. (3%), в Еврейской автономной области - 112 тыс. руб. (11%), Калининградской области - 116 тыс. руб. (3%), Калужской области - 163 тыс. руб. (2%), Смоленской области - 186 тыс. руб. (4%).
Наряду с положительными тенденциями реализации норм, предусмотренных ст. 87.1, 87.2 Закона, существует ряд вопросов использования введенного механизма.
В ряде случаев у территориальных органов ФССП России возникают затруднения в связи с неоднозначностью формулировки о стоимости имущества, подлежащего реализации должниками самостоятельно. Так, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Управления ФССП России по Чеченской Республике 30.09.2014 арестован сахарный песок, расфасованный в мешках по 50 кг, общей стоимостью 4375000 руб. Постановлением судебного пристава-исполнителя определена рыночная стоимость единицы измерения арестованного имущества - мешка, которая составила 1250 руб. Таким образом, данное арестованное имущество может быть реализовано должником самостоятельно путем продажи мешков сахара.
Зачастую возникают вопросы о возможности реализации должником самостоятельно арестованного имущества, ограниченного в обороте, например оружия и алкоголя, для реализации которого требуется наличие соответствующих лицензий (разрешений). Полагаем, что должник имеет право продать принадлежащее ему оружие самостоятельно в порядке, установленном ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", в случае если он является физическим лицом. Обязательным условием для самостоятельной реализации алкогольной продукции является наличие у должника соответствующей лицензии.
Управлениями ФССП России также ставится вопрос о возможности применения ст. 87.1 Закона в период нахождения должника в местах лишения свободы. В данном случае у должника имеется возможность участвовать в исполнительном производстве через своего представителя, в том числе реализовывать имущество самостоятельно.
Для более эффективного применения положений ст. 87.1 и 87.2 Закона, а также в целях разъяснения судебным приставам-исполнителям изменения законодательства, разрешения неоднозначных ситуаций и выработки единого порядка территориальными органами ФССП России разработаны локальные организационно-распорядительные документы:
- алгоритмы действий судебного пристава-исполнителя (УФССП России по Краснодарскому краю, Чувашской Республике и Владимирской области);
- методические рекомендации (УФССП России по Архангельской и Иркутской областям);
- схемы действий судебного пристава-исполнителя (УФССП России по Астраханской, Тюменской, Свердловской и Белгородской областям);
- порядок работы по учету арестованного имущества при его самостоятельной реализации (УФССП России по Орловской области);
- Управлением ФССП России по Чукотскому АО предусмотрено направление в Управление информации о реализации имущества в рамках ст. 87.1, 87.2 Закона в форме специального донесения;
- в Управлении ФССП России по Республике Мордовия копии документов, подтверждающих информацию о реализации имущества в рамках ст. 87.1, 87.2 Закона (постановления об оценке, реестры отправки, платежные поручения, предложения взыскателю и т.д.), направляются в отдел организации работы по реализации арестованного имущества Управления для изучения. Дальнейшее процессуальное решение структурными подразделениями принимается с учетом полученных рекомендаций сотрудников отдела организации работы по реализации арестованного имущества.
По результатам изучения представленных территориальными органами ФССП России организационно-распорядительных документов рекомендуем при поступлении ходатайств должников о самостоятельной реализации арестованного имущества или взыскателей об оставлении арестованного имущества за собой применять следующую последовательность действий судебного пристава-исполнителя и профильного отдела аппаратов территориальных органов ФССП России:
1. При поступлении в структурное подразделение ходатайства от должника или взыскателя в соответствии со ст. 87.1, 87.2 Закона, не позднее дня, следующего за днем их поступления, судебный пристав-исполнитель направляет информационное сообщение в профильный отдел Управления, отвечающий за организацию реализации арестованного имущества. Информационное сообщение содержит: реквизиты исполнительного производства, сумму остатка задолженности, наименование, вид и стоимость арестованного имущества, а также дату ознакомления сторон исполнительного производства с произведенной оценкой.
2. Профильным отделом Управления, в течение двух дней со дня поступления информационного сообщения, проводится проверка информации об ознакомлении сторон исполнительного производства с произведенной оценкой, соблюдения судебным приставом-исполнителем положений ст. 87.1, 87.2 Закона, и по ее результатам направляются в структурное подразделение рекомендации о целесообразности удовлетворения поступившего ходатайства.
3. В течение трех дней после поступления в структурное подразделение указанных рекомендаций, но не позднее срока, установленного ст. 64.1 Закона, судебный пристав-исполнитель принимает решение об удовлетворении ходатайства либо отказе в его удовлетворении.
Директор
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ