МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПИСЬМО
от 18 ноября 2005 г. N 10/8/1-100
Направляем для руководства в организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы утвержденные директором ФСИН России Ю.И. Калининым Концепцию воспитания работников уголовно-исполнительной системы и План мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006 - 2010 годы.
Предлагаем организовать их изучение с личным составом подведомственных учреждений и органов УИС, своевременную и неукоснительную реализацию в практической деятельности.
Заместитель директора
С.Х.ШАМСУНОВ
Утверждаю
Директор Федеральной
службы исполнения наказаний
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.И.КАЛИНИН
12 ноября 2005 года
КОНЦЕПЦИЯ
ВОСПИТАНИЯ РАБОТНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы (далее - Концепция) служит основой совершенствования системы воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), оптимизации организационно-штатной структуры и определения задач органов воспитательной работы и представляет собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания работников УИС.
Развитие и реформирование УИС осуществляется в сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановке. Существенно изменился социальный портрет работников УИС. Наметилась тенденция к омоложению личного состава, принимаемого на службу, росту числа женщин. Снижается образовательный уровень работников, ухудшается состояние их физического и психического здоровья. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы. Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность. На работников УИС серьезное влияние оказывает криминогенная обстановка в стране, проблемы пьянства и наркомании.
Негативное влияние на морально-психологическое состояние работников УИС оказывает целенаправленная деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета службы, доверия в обществе к УИС.
Уровень морально-психологического состояния, законности и служебной дисциплины работников УИС не в полной мере отвечает требованиям современного этапа развития и реформирования УИС и международным стандартам, предъявляемым к работникам пенитенциарных учреждений. Воспитание работников УИС осуществляется недостаточно эффективно. Ответственность органов управления и должностных лиц за его конечные результаты принижена. В данной работе не в полной мере учитываются как негативные, так и положительные факторы, имеющиеся в обществе в целом. Требует дальнейшего совершенствования система информирования работников УИС.
Материально-техническая база культурно-досуговых учреждений и ведомственных полиграфических предприятий не обеспечивает ведения воспитательной работы на уровне современных требований.
Не в полной мере соответствуют решаемым задачам и реальному положению дел в учреждениях и органах организационно-штатная структура и система подготовки должностных лиц органов воспитательной работы.
Необходимость улучшения системы воспитания работников УИС продиктована выводами из анализа качественного состава кадров УИС, состояния служебной дисциплины и законности, ответственности работников за выполнение служебных обязанностей.
Главный ориентир развития и реформирования уголовно-исполнительной системы - работник УИС, его самореализация в профессиональной деятельности. Он не столько средство любых преобразований, но и их цель. Выдвижение на первый план человека, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающее условие успеха любого направления государственной деятельности, в том числе исполнения уголовных наказаний. Без соответствующего морального настроя всех категорий работников УИС, без их психологической готовности добросовестно исполнять свои должностные обязанности нельзя ожидать весомых результатов в реформировании УИС.
Основной целью настоящей Концепции является определение содержания, места и роли системы воспитания работников УИС в осуществлении государственной политики в области исполнения наказаний, в деятельности субъектов системы воспитания работников по поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния и служебной дисциплины в УИС, постоянной готовности к выполнению профессионального долга, повышению престижа службы и авторитета работников УИС.
I. Система воспитания работников
уголовно-исполнительной системы
Воспитание работников УИС - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, общественных и иных организаций, а также органов управления и должностных лиц ФСИН России по формированию и развитию личности работников в соответствии с требованиями создания современной системы исполнения наказаний, обеспечения готовности работников к выполнению служебных задач в интересах обеспечения законности и правопорядка.
Воспитание работников осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России.
Воспитание работников осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, традиций УИС, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, лучших произведений отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.
Центральными элементами системы воспитания работников УИС являются субъекты и объекты.
Субъектами воспитания выступают:
государство; органы местного самоуправления; начальники всех уровней управления УИС; отделы, службы, другие органы управления учреждений и органов УИС; органы воспитательной работы; служебные коллективы и общественные формирования учреждений и органов; учреждения культуры УИС; семьи и близкие родственники работников; средства массовой информации; региональные общественные организации.
Объектами воспитания являются:
рядовой и младший начальствующий состав; средний начальствующий состав; старший начальствующий состав; высший начальствующий состав; курсанты, слушатели образовательных учреждений; рабочие и служащие учреждений и органов; служебные коллективы.
Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.
Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.
На социальном (социально-культурном) уровне объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного управления в интересах укрепления морального духа граждан в целом и работников в частности, являются основные аспекты жизнедеятельности общества, УИС, обладающие огромным воспитательным потенциалом.
На этом уровне первым и важным субъектом воспитания выступает государство. Государство осуществляет консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, ведомственных, общественных и иных организаций по решению широкого комплекса проблем воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.
На ведомственном уровне вопросы воспитания решаются организациями, специально созданными для этого или имеющими функции воспитания (учреждения и органы, образовательные учреждения УИС, органы воспитательной работы, культурно-досуговые учреждения и т.п.).
На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания выступают служебные коллективы, наставники, женсоветы и другие общественные формирования, семьи и близкие родственники работников.
На межличностном уровне воспитание рассматривается как практика межличностного взаимодействия субъекта и объекта системы воспитания.
На внутриличностном уровне субъектом воспитания выступает сам работник в процессе личностно-профессионального самовоспитания и самосовершенствования.
Повышению эффективности системы воспитания работников способствуют:
реализация государственных подходов к патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность;
объединение усилий средств массовой информации, ведомственных, общественных и иных организаций в интересах патриотического воспитания граждан России;
осуществление целенаправленной государственной социальной политики в отношении работников и членов их семей, их социальная защита;
соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в учреждениях и органах;
совершенствование системы подготовки субъектов воспитания;
оптимизация организационно-штатной структуры органов воспитательной работы, уточнение их функций и задач;
повышение личной ответственности начальников за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности.
II. Содержание воспитания работников
уголовно-исполнительной системы
Под содержанием воспитания работников УИС понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: патриотического, профессионального, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического воспитания.
Патриотическое воспитание - оказание воздействия на работников в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением законности и правопорядка.
Основными направлениями патриотического воспитания работников являются: формирование активной гражданской позиции личности работника, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи; наращивание морального духа на основе героических традиций народов России и УИС; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.
Профессиональное воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие работника в целях подготовки его к выполнению служебных обязанностей.
Основными направлениями профессионального воспитания являются: создание условий и мотивации роста профессионализма работников в процессе реформирования УИС; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки работников решаемым ими задачам; моделирование реальных условий службы в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого порядка в организации оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности, быта в учреждениях и органах; создание условий по обеспечению безопасности службы; обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий работников в выполнении служебного долга; использование в воспитательных целях системы традиций и торжественных ритуалов.
Нравственное воспитание - оказание воздействия на сознание, чувства и волю работников с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основными направлениями нравственного воспитания являются: вооружение работников знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику; разъяснение работникам социальной значимости службы в УИС; стимулирование потребности работников в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с нравственным уровнем работников; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности работников, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и др.; изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей работников, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в служебных коллективах; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений и религиозных конфессий в интересах воспитания работников.
Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию работников с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Основными направлениями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки работников по правовым вопросам; мобилизация служебных коллективов и общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, служебной дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов работников и членов их семей.
Экономическое воспитание - воздействие на работников в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей, способности анализировать и решать насущные экономические проблемы.
Основными направлениями экономического воспитания работников являются: создание условий для успешного развития экономических отношений в УИС; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; использование в воспитательной работе с работниками экономических стимулов; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности учреждения и органа; обучение работников умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.
Эстетическое воспитание - воздействие на работников в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.
Основными направлениями эстетического воспитания работников являются: формирование эстетического отношения к службе в УИС, служебному долгу, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания торжественных ритуалов; развитие героико-патриотической тематики в современном искусстве; вовлечение в художественно-творческую жизнь УИС, знакомство с творчеством художников, писателей, композиторов и поэтов УИС; приобщение к служебной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание - воздействие на работников и членов их семей в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, профессиональных и психологических качеств, необходимых для выполнения служебных задач.
Основными направлениями физического воспитания работников являются: организация плановой физической подготовки различных категорий работников в соответствии с решаемыми задачами; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.
Экологическое воспитание - воздействие на работников в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.
Основными направлениями экологического воспитания работников являются: разъяснение причин негативных экологических последствий служебной деятельности и возможностей их предотвращения; вовлечение работников в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения работников.
Основные виды и направления воспитания работников взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей с учетом территориальных условий и возможностей учреждений и органов.
III. Организация воспитания работников
уголовно-исполнительной системы
Воспитание работников УИС в современных условиях реализуется в практической воспитательной работе начальников учреждений и органов, управлений, органов воспитательной работы, других должностных лиц ФСИН России, организуемой в едином контексте с решением оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач в соответствии с регламентирующими эти виды жизнедеятельности нормативными документами.
Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у работников необходимых морально-психологических качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.
В содержательном плане система воспитательной работы включает в себя следующие составляющие:
- информационно-пропагандистскую работу;
- работу по укреплению законности и служебной дисциплины;
- социальную работу;
- культурно-досуговую работу.
Для успешного проведения воспитательной работы в УИС необходимо:
систематическое изучение морально-психологического состояния работников и служебных коллективов в учреждениях и органах;
своевременное принятие соответствующего решения по комплексному воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его реализации;
осуществление мониторинга социально-экономического положения работников и их морально-психологического состояния;
оказание помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны соответствующих начальников, вышестоящих органов воспитательной работы;
организация и осуществление непрерывного морально-психологического и информационного обеспечения мероприятий реформирования и развития УИС;
совершенствование состава и структуры, форм и методов работы органов управления, средств морально-психологического и информационного обеспечения в ходе выполнения служебных задач, профессиональной подготовки, образовательного процесса в учебных заведениях;
повседневное исследование, выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях между работниками;
организация взаимодействия органов управления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах воспитания работников;
эффективное научно-методическое сопровождение функционирования и развития системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения;
совершенствование и внедрение в практику воспитательной работы новых образцов и систем технических средств воспитания;
эффективный контроль за организацией воспитательной работы, оценка состояния объекта воспитания согласно принятым критериям.
Организация воспитания работников включает в себя:
- определение объекта (объектов) воспитания;
- оценку воспитательной ситуации;
- уяснение субъектом воспитания целей и задач воспитания;
- планирование воспитательной работы;
- осуществление прогноза результатов воспитательного воздействия;
- подбор, расстановку кадров;
- постановку задач воспитателям;
- организацию управления системой воспитания;
- определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения воспитательных задач;
- изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в ходе воспитательного процесса с учетом уровня морально-психологического состояния, служебной дисциплины и социально-правовой защищенности работников;
- организацию контроля и коррекцию исходных установок воспитания;
- закрепление положительного опыта;
- оценку результатов воспитания.
Эффективность воспитания работников во многом зависит от качества управления системой воспитания.
Управление системой воспитания направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижение планируемых целей воспитания. Это достигается:
- глубоким уяснением субъектами воспитания целей воспитательной работы;
- изучением исходного состояния управляемой системы воспитания;
- четким планированием воспитательной работы;
- продуманной постановкой задач;
- подбором, обучением, расстановкой кадров, организацией строгого спроса за состояние воспитательной работы на порученном участке;
- вооружением воспитателей всех уровней передовой методикой использования форм, методов и видов воспитательной работы с учетом категорий работников;
- научной организацией труда воспитателей;
- оценкой состояния и действенности воспитательной работы;
- систематическим контролем и корректированием воспитательных воздействий.
IV. Педагогические технологии воспитания различных
категорий работников уголовно-исполнительной системы
Воспитание работников осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых принципов, методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.
Эффективность и качество решения воспитательных задач зависит от научно-методической подготовки воспитателей и их педагогической культуры.
В практической воспитательной работе это проявляется в знании закономерностей и противоречий воспитательного процесса и владении вытекающими из них принципами.
Основными принципами обязательными для всех воспитателей являются: гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса; организация воспитания в процессе служебной деятельности; сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания в коллективе и через коллектив; индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания; согласованность и преемственность в воспитании; комплексный и оптимальный подход; опора на положительное в воспитании.
Особенность реализации принципов состоит в систематическом и полном выполнении их требований.
В воспитании работников используются следующие основные группы методов:
Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности работников, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.
Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, поручение, упражнение, включение работников в различные виды деятельности, поощрение, стимулирование, критика и самокритика, принуждение, наказание.
Методы упреждающей профилактики: переучивание, переубеждение, "реконструкция характера", "разрыв нежелательных контактов", критика и самокритика, самоуправление.
Методы психологической диагностики, развития и коррекции: тестирование, интервьюирование, индивидуально-психологическое консультирование, проведение социально-психологических тренингов (осуществляют сотрудники психологической службы УИС).
Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование, формирование педагогической среды и другие.
Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы: индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования работников, лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с различными категориями работников, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, работа общественных формирований, тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, службы в УИС, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней мужества, молодого сотрудника, наставника и т.д., работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах истории территориальных органов и образовательных учреждений УИС, осуществление пропаганды службы во ФСИН России.
Применение методов, принципов, средств и форм воспитания работников осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.
V. Кадровое обеспечение системы воспитания работников
уголовно-исполнительной системы
Современный этап реформирования и развития УИС предъявляет новые требования к кадровому обеспечению воспитательной работы с учетом потребностей учреждений и органов, практики учебно-методического и научного обеспечения системы воспитания.
Основными направлениями совершенствования кадрового обеспечения воспитательной работы являются:
сохранение высокопрофессионального, подготовленного ядра кадров органов воспитательной работы;
поддержание необходимого уровня укомплектованности должностей, подлежащих замещению средним и старшим начальствующим составом в воспитательных структурах;
формирование качественно нового поколения руководителей как высокопрофессиональных воспитателей;
укрепление научного и педагогического потенциала образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях необходимо предусмотреть, наряду с преподаванием педагогики и психологии, изучение теории и практики воспитательной работы.
Для решения данных задач необходимо построение модели кадрового обеспечения воспитательной работы в целях создания современной системы подготовки высокопрофессиональных должностных лиц для организации воспитательной работы в учреждениях и органах с учетом современных требований и финансово-экономических возможностей государства.
Принципами кадрового обеспечения воспитательной работы являются: научный подход к кадровому обеспечению воспитательной работы; системность и последовательность кадрового обеспечения; связь кадрового обеспечения с потребностью воспитательных структур; мобильность кадрового обеспечения воспитательной работы и другие.
Основными направлениями разработки и реализации модели кадрового обеспечения являются:
определение количественных и качественных параметров кадрового заказа на подготовку работников для органов воспитательной работы;
совершенствование организации, содержания и методического обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях по подготовке работников к воспитательной деятельности;
повышение эффективности послевузовского образования сотрудников органов воспитательной работы;
улучшение профессионального отбора;
совершенствование федерального законодательства в области подготовки кадров.
В системе кадрового обеспечения особое внимание целесообразно уделить укомплектованности должностей сотрудников органов воспитательной работы в учреждениях и органах.
VI. Основные цели и задачи, реализуемые
в ходе воспитания работников УИС
Воспитание работников является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц ФСИН России всех уровней.
Основной целью воспитания работников УИС является формирование и развитие у работников качеств и отношений гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности.
Достижение данной цели позволит комплексно решить следующие задачи:
со старшим и средним начальствующим составом:
- сформировать готовность выполнить приказ старшего начальника и ответственность за отданный приказ подчиненным;
- развить чувство долга, чести, гордости за выбранную профессию;
- развить мотивацию к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;
- сосредоточить внимание на обеспечение гарантий правовой и социальной защиты работников;
- повысить уровень педагогической культуры, сформировать личную ответственность за обучение и воспитание работников, заботливое и уважительное отношение к ним;
- сформировать качества психологической устойчивости к негативным воздействиям со стороны осужденных и других лиц, заключенных под стражу;
- сформировать личную ответственность за выполнение должностных обязанностей;
с рядовым и младшим начальствующим составом:
- сформировать личную ответственность за выполнение приказов начальников, служебного долга, требований приказов и инструкций, положительную мотивацию и осознанное отношение к службе в УИС;
- развить стремление к повышению компетентности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей;
- сформировать гордость за службу в УИС, высокую дисциплинированность и личную ответственность за повышение профессионального мастерства;
- сформировать качества психологической устойчивости к негативным воздействиям со стороны осужденных и других лиц, заключенных под стражу;
- сформировать бережное отношение к сохранности государственного имущества;
- обеспечить профилактику деструктивного поведения и профессиональной деформации;
- привить навыки и умения самообучения, самовоспитания;
- сформировать товарищеские взаимоотношения в коллективе, уважительное отношение к начальникам.
Приоритетными направлениями совершенствования воспитательной работы в ходе ежегодных этапов реализации Концепции являются:
приведение системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения ФСИН России в соответствие с требованиями современного этапа и перспектив государственного строительства в Российской Федерации;
целенаправленная работа по укреплению морально-психологического состояния и служебной дисциплины работников, создание условий для поддержания психического здоровья работников;
совершенствование состава и системы управления органами воспитательной работы, системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подбора и расстановки кадров для органов воспитательной работы, развитие психологической службы УИС;
совершенствование социальной работы, правового воспитания, культурно-досуговой работы, системы социологических исследований, совершенствование обеспечения учреждений и органов техническими средствами воспитания, научное и методическое обеспечение воспитательной работы;
развитие средств массовой информации ФСИН России;
расширение связей с общественными и религиозными объединениями в интересах воспитания работников.
Основным инструментом реализации Концепции является выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006 - 2010 годы, разработка и реализация планов на последующие периоды.
По мере поступательного развития УИС и практической реализации системы воспитания работников УИС отдельные положения Концепции могут уточняться, конкретизироваться для дальнейшего совершенствования положений и практических подходов к системе воспитания работников с учетом требований соответствующих этапов реформирования УИС.
УРЛС ФСИН России
Утверждаю
Директор Федеральной
службы исполнения наказаний
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.И.КАЛИНИН
12 ноября 2005 года
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ РАБОТНИКОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА 2006 - 2010 ГОДЫ
1. Совершенствование информационно-пропагандистской работы
и информационного обеспечения работников ФСИН России
N п/п | Наименование мероприятий | Исполнители | Срок |
1.1. | Изучение руководителями учреждений и органов УИС ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, доведение его до личного состава с постановкой задач на его реализацию в соответствии с уровнем управления | территориальные органы, образовательные учреждения | 2006 - 2010 годы |
1.2. | Определить состав нештатных информационно-пропагандистских групп в ФСИН России, территориальных органах ФСИН России, учебных заведениях, НИИ ФСИН России. Разработать темы выступлений лекторов, графики их выступлений в коллективах учреждений, службах | территориальные органы, образовательные учреждения, НИИ ФСИН России, УРЛС | 2008 год |
1.3. | Подготовить проект приказа, определяющий порядок общественно-государственной подготовки, общественно-политического и государственно-правового информирования работников для создания более четкой системы информационного обеспечения личного состава | УРЛС | 2006 год |
1.4. | Разработать методические рекомендации по организации и проведению воспитательной работы с личным составом караула | ГУФСИН России по Ростовской области, УРЛС, УО, УКСП | 2006 год |
1.5. | Переработать и направить в учреждения и органы рекомендации по проведению торжественных ритуалов, посвященных принятию присяги, вручению наград, проводам на пенсию, поздравлению юбиляров, чествованию ветеранов, вручению погон в связи с присвоением специального звания, проведению митингов и возложению цветов к памятникам погибшим при выполнении служебного долга сотрудникам и участникам войны | УРЛС | 2006 - 2010 годы |
1.6. | Изготовить типографским способом плакаты для направления в подразделения УИС: - извлечения из текстов новых правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность, и законодательных актов по вопросам обеспечения социальных льгот и гарантий сотрудникам; - присяга, бланки боевых листков | УРЛС, УКНО, УРО, территориальные органы, образовательные учреждения | 2006 - 2008 годы |
1.7. | Организовать в средствах массовой информации, ведомственной печати публикации, объективно отражающие деятельность УИС, о героических, смелых и решительных действиях сотрудников, о лучших людях, ветеранах УИС | Объединенная редакция, ОИУ, УРЛС, управления ФСИН России | 2006 - 2010 годы |
1.8. | Изготовить типографским способом подборку плакатов, рассказывающих о профессионально грамотных, мужественных действиях сотрудников УИС при выполнении служебного долга, направить в подразделения для использования при изготовлении тематических стендов | УРЛС, Объединенная редакция, УРО | 2006 год |
1.9. | Выпустить настенный календарь, посвященный 130-летию УИС, с использованием материалов, связанных с историей и служебными традициями УИС | УРЛС, УРО, ГБ, ОИУ | 2009 год |
1.10. | Принять участие в разработке и направить в учреждения и органы методические рекомендации для организации взаимодействия с региональными и местными органами власти с целью исполнения "Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" | УРЛС, территориальные органы, образовательные учреждения | 2006 год |
1.11. | Провести работу по созданию Общественных советов территориальных органов в целях формирования положительного общественного мнения о деятельности ФСИН России | территориальные органы, образовательные учреждения | 2006 - 2008 годы |
1.12. | Провести анализ деятельности ОГ УИС на Северном Кавказе в целях улучшения системы ее информационно-пропагандистского и морально-психологического обеспечения. Подготовить методические рекомендации | УРЛС, НИИ ФСИН России | 2006 - 2007 годы |
1.13. | Принять участие в инструкторско-методических занятиях по вопросам организации и проведения воспитательной работы с руководящим составом ОГ УИС, убывающим в командировку на Северный Кавказ | УРЛС | По отдельному плану |
1.14. | Подготовить проект указа Президента Российской Федерации "О флаге ФСИН России", разработка проектов знамен нового образца с изображением Государственного герба Российской Федерации и организация их изготовления для вручения учреждениям и органам | УРЛС | 2006 - 2007 годы |
1.15. | Создать выставки и передвижные экспозиции, посвященные истории государственной символики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на базе комнат воспитательной работы (музеев, комнат истории) учреждений и органов, образовательных учреждений УИС | территориальные органы, образовательные учреждения, центральный музей УИС | 2006 - 2010 годы |
1.16. | Разместить государственные символы России в помещениях учреждений и органов, где осуществляется прием граждан | территориальные органы, образовательные учреждения | 2006 - 2007 годы |
1.17. | Разместить государственные символы России на информационных и презентационных материалах, издаваемых учреждениями, органами и образовательными учреждениями | Объединенная редакция, НИИ ФСИН России, территориальные органы, образовательные учреждения | 2006 - 2010 годы |
1.18. | Разработать сборник методической литературы и наглядной агитации для проведения профессиональной подготовки на высоком методическом уровне | УКПО | 2006 - 2008 годы |
1.19. | Переработать и направить в органы и учреждения тематику и тезисы по повышению психологической компетентности работников УИС | УСПВРО | 2006, 2009 годы |
2. Усиление влияния организаторской и воспитательной работы
на результаты служебной деятельности, укрепление законности
и служебной дисциплины
2.1. | Изучить и обобщить положительный отечественный и зарубежный опыт, а также результаты научных работ, связанные с проблемами воспитания сотрудников УИС. По результатам подготовить обзор и рекомендации по внедрению передового опыта в деятельность аппаратов по работе с личным составом | НИИ ФСИН России, УРЛС, образовательные учреждения | 2008 год |
2.2. | Провести конкурсы профессионального мастерства среди сотрудников УИС: - отделов специального назначения; - службы охраны, конвоирования; - службы безопасности; - оперативных служб; - начальников отрядов и воспитателей исправительных учреждений, оперативных дежурных | УБ, УСПВРО, УО, УСИТ, УКСП, ОУ, УКПО, УРЛС | 2006 - 2010 годы |
2.3. | Провести региональные совещания с наставниками и молодыми сотрудниками оперативных служб, безопасности, охраны, конвоирования, следственных изоляторов, начальников воспитательных служб по вопросам совершенствования профессионального мастерства и закрепления на службе молодого пополнения УИС: | УРЛС, ОУ, УО, УБ, УКСП, УСИТ, УСПВРО | |
- в г. Москве - регионы Европейской части России | 2007 год | ||
- в г. Новосибирске - регионы Сибири и Дальнего Востока | 2008 год | ||
2.4. | Изучить опыт использования возможностей психологических служб учреждений в организации индивидуально-воспитательной работы с личным составом и эффективность участия в ней руководящего состава. Подготовить и направить в учреждения и органы обзор и методические рекомендации | УСПВРО, УРЛС | 2007 год |
2.5. | Заслушивать не реже 1 раза в год на коллегиях при директоре ФСИН России руководителей территориальных органов ФСИН России об эффективности организации воспитательной работы, обеспечении правовой и социальной защиты работников, состоянии дисциплины и законности среди личного состава | ОИУ, УРЛС | 2006 - 2010 годы |
2.6. | Проанализировать практику работы аттестационных комиссий ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России по укреплению дисциплины и законности, повышению роли и ответственности руководителей всех уровней в работе с подчиненными, мобилизации личного состава на добросовестное выполнение служебных обязанностей. Подготовить обзор и методические рекомендации по совершенствованию деятельности аттестационных комиссий в этом направлении | УРЛС, УКПО | 2008 год |
2.7. | Изучить и обобщить опыт организации воспитательной работы с личным составом в ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России, направленной на повышение эффективности организации воспитательной работы, обеспечение правовой и социальной защиты работников, состояние дисциплины и законности среди личного состава | УРЛС | 2006 - 2010 годы |
2.8. | Включить в планы научно-исследовательских работ НИИ ФСИН России, образовательных учреждений разработку проблем, связанных с повышением эффективности организации воспитательной работы, обеспечением правовой и социальной защиты работников, состоянием дисциплины и законности среди личного состава | УКПО, НИИ ФСИН России | 2006 - 2010 годы |
2.9. | Обобщить практику работы руководящего, профессорско-преподавательского состава ведомственных образовательных учреждений по повышению морально-нравственных качеств переменного состава, укреплению дисциплины и законности. Подготовить рекомендации по повышению результативности воспитательной работы в учебных заведениях УИС | УКПО | 2007 год |
2.10. | Подготовить и издать сборник обобщенных, систематизированных нормативных документов для обеспечения более эффективного учебного и воспитательного процесса в период стажировки и вхождения в должность молодых сотрудников УИС | НИИ ФСИН России, УРЛС, УКПО, УСПВРО | 2006 - 2010 годы |
2.11. | Издать сборник методических материалов и психологических рекомендаций "Социально-психологическая профилактика деструктивных явлений среди работников УИС" | УСПВРО, НИИ ФСИН России | 2006 год |
3. Повышение уровня эффективности социальной работы
в уголовно-исполнительной системе
3.1. | Изучить состояние дел с реализацией социальных прав и гарантий работников, предусмотренных законодательством и другими нормативными документами. Подготовить проект приказа о создании социальных комиссий (групп) и обзор с предложениями по улучшению социальной защищенности работников УИС | УРЛС | 2006 - 2008 годы |
3.2. | Регулярно обновлять единый банк данных о семьях сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и лицах, получивших тяжелые ранения, о наличии в их семьях несовершеннолетних детей, а также многодетных семьях. Внести предложения руководству ФСИН России и в соответствующие инстанции по оказанию адресной помощи перечисленным категориям, в т.ч. с привлечением внебюджетных средств и благотворительных фондов, организаций | УРЛС, территориальные органы | 2006 - 2010 годы |
3.3. | Изучить в ряде учреждений и органов ФСИН России опыт организации работы по созданию необходимых условий труда и быта личному составу, развитию собственной социальной сферы. Подготовить обзор и рекомендации по улучшению данной работы | УРЛС, УРО, УКПО | 2007, 2010 годы |
3.4. | Ввести в положения о юридических службах ФСИН России, ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН и в должностные инструкции сотрудников юридических служб конкретные обязанности по консультированию работников УИС, оказанию другой юридической помощи | ПУ, УРЛС, территориальные органы | 2006 год |
3.5. | Организовать в системе служебной подготовки проведение занятий по обучению личного состава методам противодействия психологическому давлению и попыткам вовлечения в незаконные связи, методам обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи и своих коллег. Подготовить и направить на места примерную программу занятий и лекционный материал | УРЛС, УСПВРО, УКПО, НИИ ФСИН России, территориальные органы | 2006 - 2010 годы |
3.6. | Подготовить предложения руководству ФСИН России об издании сборника нормативных правовых актов и информационно-методических материалов по вопросам воспитательной работы и социальной защите работников УИС и членов их семей | УРЛС | 2007, 2009 годы |
4. Совершенствование содержания культурно-досуговой работы,
нравственно-эстетического и физического
воспитания работников
4.1. | Организовать подготовку и проведение мероприятий по празднованию в учреждениях УИС: | УРЛС, территориальные органы, образовательные учреждения | |
- 205-летия Минюста России | 2007 год | ||
- 130-летия уголовно-исполнительной системы | 2009 год | ||
- 65-летия Победы в Великой Отечественной войне | 2010 год | ||
4.2. | Провести Третий, Четвертый и Пятый Всероссийские смотры-конкурсы самодеятельного художественного творчества работников, курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы | территориальные органы, образовательные учреждения УРЛС, УКПО | 2006, 2008, 2010 годы |
4.3. | Провести к годовщинам образования УИС награждение премией ФСИН России | УРЛС | 2006 - 2010 годы |
4.4. | Провести Всероссийские конкурсы: | территориальные органы, образовательные учреждения, УРЛС | |
- работы музеев, комнат истории учреждений и органов, образовательных учреждений ФСИН России | 2007, 2009 годы | ||
- "Виват, офицеры!" | 2007 - 2008, 2009 - 2010 годы | ||
- "Мисс УИС" | 2006 - 2007, 2008 - 2009 годы | ||
- авторской песни среди работников УИС и членов семей, курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России | 2006 - 2007, 2008 - 2009 годы | ||
- детской спортивно-правовой игры "Юный страж закона" с детьми работников УИС | 2007 - 2008, 2009 - 2010 годы | ||
- детского рисунка среди детей работников УИС "Миру - мир" | 2006, 2008, 2010 годы | ||
4.5. | Провести Всероссийский смотр-конкурс оркестров ГУФСИН, УФСИН России, образовательных учреждений | УРЛС, территориальные органы, образовательные учреждения | 2010 год |
4.6. | Изучить практику организации досуга сотрудников и членов их семей, а также роль в этой деятельности учреждений культуры УИС, клубов, концертных организаций, творческих союзов. Подготовить обзор | УРЛС | 2008 год |
4.7. | Создать Центральный музей уголовно-исполнительной системы | УРЛС, УРО | 2008 - 2009 годы |
4.8. | Организовать проведение традиционных фестивалей, состязаний, спортивных соревнований среди сотрудников УИС, в том числе посвященные памяти Героя России Сергеева А.А., командира отряда специального назначения Пензенского УФСИН, погибшего при проведении специальной операции по освобождению заложников в учреждении ЯК-7/5, а также памяти других сотрудников УИС, погибших при выполнении служебного долга | территориальные органы, образовательные учреждения, УОДОУ, УКПО, УРЛС | 2007, 2009 годы |
4.9. | Организовать проведение ежегодного турнира по борьбе самбо на приз имени Александра Невского | ВЮИ, УКПО | 2006 - 2010 годы |
4.10. | Провести в период с 9 мая - 12 июня месячник праздничных и культурно-просветительских мероприятий, посвященных государственным символам России и Дню России | территориальные органы, образовательные учреждения, УРЛС, управления | 2006 - 2010 годы |
4.11. | Обобщить информацию по организации в каждом учреждении и органе физического воспитания, оборудование простейших спортплощадок, спортивных залов, спортклубов | УКПО, УРЛС, управления, территориальные органы, образовательные учреждения | 2006 - 2010 годы |
5. Совершенствование системы воспитательной работы с личным
составом уголовно-исполнительной системы,
ее кадрового обеспечения
5.1. | Организовать доведение Приказа ФСИН России "Об организации воспитательной работы с работниками Федеральной службы исполнения наказаний" до начальников всех уровней управления, изготовление необходимого количества копий Приказа. В системе профессиональной подготовки провести с сотрудниками занятия, семинары и другие мероприятия по вопросам практического использования и применения основных положений данного Приказа | территориальные органы, образовательные учреждения | 2005, I - 2006 годы |
5.2. | Разработать ежегодные планы мероприятий по реализации Концепции воспитания работников УИС | территориальные органы, образовательные учреждения | 2006 - 2010 годы |
5.3. | Проанализировать качественный состав руководителей и сотрудников воспитательных аппаратов, инспекций по личному составу. Внести предложения руководству ФСИН России по совершенствованию их подготовки и повышению квалификации | УРЛС, УКПО | 2007 - 2008 годы |
5.4. | Организовать в УРЛС ФСИН России проведение стажировки руководителей органов воспитательной работы ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России. Разработать соответствующую Программу стажировки | УРЛС, УКПО | 2006 - 2010 годы |
5.5. | Организовать на базе образовательных учреждений проведение сборов руководителей и сотрудников органов воспитательной работы образовательных учреждений. Разработать соответствующую Программу сборов | УКПО, образовательные учреждения, УРЛС | 2006 - 2010 годы |
5.6. | С целью совершенствования системы управления воспитательной работой, ее нормативно-правовой базы подготовить и издать сборник нормативных актов, регламентирующих воспитательную работу | УРЛС | 2006 год |
5.7. | Организовать контроль исполнения должностных инструкций сотрудников, отвечающих за организацию воспитательной работы, рекомендаций по планированию воспитательной работы | УРЛС | 2008 год |
5.8. | Обобщить информацию о функционировании общественных формирований: | УРЛС | |
- общие собрания работников | 2007 год | ||
- ветеранские организации | 2008 год | ||
- советы наставников | 2009 год | ||
- женские советы. Подготовить обзоры | 2010 год | ||
5.9. | Подготовить руководству ФСИН России аналитические рекомендации о введении в учреждениях должности заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе с работниками и в образовательных учреждениях должности заместителя начальника курсов по воспитательной работе | УКПО, УРЛС | 2006 - 2007 годы |
5.10. | Изучить и обобщить передовой опыт деятельности кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин образовательных учреждений по вопросам качества преподавания и эффективности воспитания слушателей и курсантов. Подготовить обзор | УКПО | 2007 - 2008 годы |
5.11. | Организовать постоянное взаимодействие с вузами МВД России, Минобороны России в целях методического обмена и повышения квалификации сотрудников органов воспитательной работы УИС, а также с военными кафедрами при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации и военными комиссариатами по вопросам комплектования и подготовки кадров для органов воспитательной работы | УКПО, УРЛС, территориальные органы, образовательные учреждения | 2006 - 2010 годы |
5.12. | Провести семинар-совещание с руководителями органов воспитательной работы ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России, образовательных учреждений по проблемам и направлениям совершенствования воспитательной работы с личным составом, обмену положительным опытом организации этой работы на местах, на базе территориальных органов, имеющих положительные результаты по данному направлению деятельности: | УРЛС, УКПО, территориальные органы, образовательные учреждения | |
- регионы Европейской части России | 2007 год | ||
- регионы Сибири и Дальнего Востока | 2009 год | ||
5.13. | Изучить опыт обучения сотрудников, зачисленных в резерв руководящих кадров на выдвижение на вышестоящие должности. Подготовить обзор | НИИ ФСИН России, территориальные органы, УРЛС | 2007 год |
5.14. | Разработать и направить в учреждения и органы тематический сборник по вопросам первоначальной подготовки работника УИС | НИИ ФСИН России, УРЛС | 2007 год |
5.15. | Разработать порядок взаимодействия с органами управления пенитенциарных систем государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам обмена опытом организации работы с личным составом | УРЛС | 2006 - 2008 годы |
5.16. | Установить порядок участия в международном сотрудничестве с пенитенциарными системами иностранных государств в сфере социально-гуманитарных отношений | УРЛС | 2007 - 2009 годы |
5.17. | Организовать и провести Всероссийские совещания с молодыми сотрудниками УИС по вопросам совершенствования профессионального мастерства и закрепления на службе молодого пополнения УИС | УРЛС, УКПО | 2006, 2009 годы |
5.18. | Организовать совершенствование научных положений и практических подходов Концепции воспитания работников УИС с учетом требований соответствующих этапов реформирования и развития уголовно-исполнительной системы и разработку Плана мероприятий по ее реализации (на период 2011 - 2015 годы) | УРЛС, НИИ ФСИН России, управления ФСИН России, территориальные органы, образовательные учреждения | 2010 год |
УРЛС ФСИН России