КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2017 г. N 601-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
РАМАЗАНОВА АЛИСУЛТАНА МАГОМЕДОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 285, ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ
СТАТЬИ 286 И ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 294 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.М. Рамазанова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.М. Рамазанов, жалоба которого о признании незаконным постановления руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении председателя районного суда по части первой статьи 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", части первой статьи 286 "Превышение должностных полномочий" и части третьей статьи 294 "Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования" УК Российской Федерации постановлением судьи была оставлена без удовлетворения, просит признать противоречащими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 10, 15 (часть 4), 18, 19 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 50 (часть 2), 118 (часть 1), 120 (часть 1) и 122 (часть 1), данные нормы в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им официальным и иным толкованием и сложившейся правоприменительной практикой, они допускают, по мнению заявителя, беспрепятственное и безнаказанное вмешательство в осуществление правосудия и в рассмотрение конкретных судебных дел со стороны руководителей судов общей юрисдикции, не предусматривая возможности привлечения этих должностных лиц к уголовной ответственности по указанным статьям уголовного закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В главу 30 УК Российской Федерации, закрепляющую признаки преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, включены и положения об ответственности за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (часть первая статьи 285), а также за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (часть первая статьи 286). При этом такие деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, влекут более строгую ответственность по части второй статьи 285 и части второй статьи 286 УК Российской Федерации.
Согласно пункту 2 примечаний к статье 285 УК Российской Федерации под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях этого Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" утвержден сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, в который включены, в числе прочих, должности председателя федерального суда, заместителя председателя федерального суда и судьи федерального суда.
Следовательно, положения статей 285 и 286 УК Российской Федерации, действуя в системе правового регулирования, прямо предусматривают возможность привлечения лиц, занимающих указанные должности, к уголовной ответственности при наличии признаков составов таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий.
Частью же третьей статьи 294 УК Российской Федерации преступлением признается вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Вопреки мнению заявителя, данная норма не содержит положений, исключающих уголовную ответственность за совершение такого преступления против правосудия лицами, использующими свое служебное положение руководителей судов общей юрисдикции.
Таким образом, оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте, а потому данная жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамазанова Алисултана Магомедовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН