ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1484
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Я. о признании частично недействующими пунктов 1 и 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189,
установил:
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Правила согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зарегистрированы 8 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139 и опубликованы в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 46, 14 ноября 2005 г.
Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) являются составной часть Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Пунктом 1 данных Правил предусмотрены обязанности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах (СИЗО). Пункт 2 Правил устанавливает обязанности дежурного по камере.
Гражданин Я., содержащийся в СИЗО, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими положений пунктов 1 и 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых, в соответствии с которыми подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в СИЗО, обязаны:
при входе в камеры сотрудников СИЗО по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте,
при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад,
соблюдать тишину (абзацы тринадцатый, четырнадцатый и шестнадцатый пункта 1),
дежурный по камере обязан получать для лиц, содержащихся в камере, посуду и сдавать ее (абзац четвертый пункта 2).
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству, устанавливающему права и обязанности лиц, содержащихся в СИЗО, перечни которых являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат, а также приводят к дискриминации и нарушают его права и свободы.
Я. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представители заинтересованных лиц Минюста России М., Шведов В.С., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Грама В.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат требованиям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав подозреваемых и обвиняемых.
Выслушав объяснения представителей Минюста России М., Шведова В.С., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Грамы В.С., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми устанавливаются также правила поведения подозреваемых и обвиняемых (статья 16).
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется статьей 6 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В соответствии с данной нормой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными этим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 36 Федерального закона предусматривает обязанность подозреваемых и обвиняемых соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка. Соблюдение Правил поведения, которые установлены Правилами внутреннего распорядка, является обязательным для подозреваемых и обвиняемых.
Правила поведения подозреваемых и обвиняемых являются правилами общежития для указанной категории лиц. Абзацами тринадцатым, четырнадцатым, шестнадцатым пункта 1 Правил поведения определено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в СИЗО, обязаны:
при входе в камеры сотрудников СИЗО по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте,
при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад,
соблюдать тишину.
Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми названных правил поведения обусловлено требованиями режима, позволяет сотрудникам СИЗО контролировать действия лиц, содержащихся в камере, соблюдать меры безопасности, как самого персонала учреждения, так и подозреваемых и обвиняемых. Они имеют обязательный характер для всех лиц, содержащихся под стражей, и, следовательно, не могут рассматриваться как имеющие дискриминационный характер.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 Правил дежурный по камере обязан получать для лиц, содержащихся в камере, посуду и сдавать ее. Вменение в обязанности дежурного получать для лиц, содержащихся в камере, посуду и сдавать ее не может рассматриваться как нарушение прав подозреваемых и обвиняемых. Выполнение обязанностей дежурного по камере не ограничивает их прав, предусмотренных законом.
Эти требования Правил не могут рассматриваться как противоречащие статье 36 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", которая не содержит исчерпывающего перечня обязанностей подозреваемых и обвиняемых и допускает, что правилами внутреннего распорядка, изданными уполномоченным федеральным органом, могут устанавливаться правила поведения подозреваемых и обвиняемых.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые 20 августа 1955 г. на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, содержат минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми в отношении подследственных, и не содержат запрета законодательным органам устанавливать должные правила общежития для указанной категории лиц. С учетом этого несостоятельными являются доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта вводят необоснованные ограничения.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, заявление Я. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Я. о признании частично недействующими пунктов 1 и 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, отставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ