СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 августа 2021 г. N 131
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ЮРИСДИКЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях установления юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по выполнению поставленных задач и реализации полномочий в установленной сфере деятельности, руководствуясь частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и подпунктом 11 пункта 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:
1. Относить к категории специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации образованные в системе Следственного комитета Российской Федерации и приравненные к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации следственные управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, следственный отдел (на правах управления) Следственного комитета Российской Федерации на комплексе "Байконур", военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и входящие в их структуры следственные подразделения.
2. Установить, что юрисдикция специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации определяется совокупностью правомочий по рассмотрению сообщений о преступлениях и расследованию преступлений отдельных видов в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации для следователей Следственного комитета Российской Федерации, совершенных:
на территории, не соответствующей административно-территориальному делению Российской Федерации (экстерриториальная подследственность);
в отношении определенного круга лиц (подследственность по специальному субъекту преступления).
3. Утвердить:
Перечень территорий, на которые распространяется юрисдикция специализированных следственных органов на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее - Перечень территорий) (приложение N 1);
Примерный перечень объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на которые распространяется юрисдикция специализированных следственных органов на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее - Перечень объектов) (приложение N 2).
Руководителям следственных управлений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации на основании Перечня территорий и Перечня объектов в течение месяца после издания настоящего приказа утвердить с руководителями соответствующих главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации совместными приказами конкретные перечни объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на которые распространяются полномочия соответствующих следственных управлений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.
4. Специализированным (в том числе военным) следственным органам Следственного комитета Российской Федерации на закрепленной за ними территории с соблюдением подследственности, а также иных требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Следственного комитета Российской Федерации осуществлять полномочия, установленные законодательством Российской Федерации для Следственного комитета Российской Федерации, в пределах соответствующей компетенции.
4.1. Следственным управлениям на транспорте Следственного комитета Российской Федерации осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), к которым относятся преступления против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
4.2. Следственному отделу (на правах управления) Следственного комитета Российской Федерации на комплексе "Байконур" осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории комплекса "Байконур" (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), с соблюдением условий, определенных соответствующими международными договорами Российской Федерации.
4.3. Военным следственным органам Следственного комитета Российской Федерации осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, к которым относятся:
преступления, совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
преступления, совершенные лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или совершенные на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения;
преступления, совершенные судьями военных судов, прокурорскими работниками органов военной прокуратуры и сотрудниками военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе не являющимися военнослужащими;
преступления, совершенные в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей работниками подведомственных Министерству обороны Российской Федерации предприятий военно-строительного комплекса, а также некоммерческих и коммерческих организаций, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации или Федеральная служба безопасности Российской Федерации осуществляют полномочия учредителя, акционера (участника, члена) созданных этими организациями юридических лиц, а также Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России);
преступления, совершенные работниками страховых компаний, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей по страхованию жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы;
преступления, совершенные неустановленными лицами вне территории (расположения) воинской части, соединения или учреждения при наличии достаточных данных, указывающих на принадлежность этих лиц к категории военнослужащих и других лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
При этом исходить из того, что территорией (расположением) воинской части, соединения или учреждения является обособленная охраняемая территория, на которой расположены штабы, казармы, парки с военной техникой, хранилища, склады и иные объекты, непосредственно обеспечивающие деятельность воинской части (соединения, учреждения), на которых установлены режимы, предусмотренные уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в ходе досудебного производства по уголовным делам:
обеспечивать должное взаимодействие и обмен необходимой информацией;
принимать меры к выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений;
при большом объеме первоначальных следственных действий и в иных необходимых случаях своевременно принимать меры, направленные на создание совместных следственных групп по уголовным делам о преступлениях, расследование которых отнесено к компетенции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
в случаях, когда при поступлении сообщения о преступлении отсутствует возможность определить следственный орган Следственного комитета Российской Федерации, к компетенции которого относится расследование указанного преступления, либо в случае значительной удаленности этого следственного органа от места происшествия или наличия других объективных причин, препятствующих своевременному выезду на место происшествия следователей этого следственного органа, незамедлительно организовывать проверку сообщения о преступлении, обеспечивать при наличии оснований своевременное возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий, после чего решать вопрос о передаче материалов проверки сообщения о преступлении или уголовного дела в соответствующий следственный орган Следственного комитета Российской Федерации.
6. Руководителям военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации:
организовывать расследование преступлений, совершенных неустановленными лицами на территории (в расположении) воинской части, соединения или учреждения, и передавать уголовные дела в соответствующие органы предварительного расследования только после установления виновных лиц, уголовное преследование которых не отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, и закрепления доказательств по уголовному делу;
оказывать содействие другим следственным органам Следственного комитета Российской Федерации при выполнении следственных действий по уголовным делам, находящимся в их производстве, на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения либо с участием военнослужащих или иных лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
7. Главному следственному управлению, Главному управлению криминалистики (Криминалистическому центру) и Главному военному следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации обеспечить согласованность мер, принимаемых следственными управлениями Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и специализированными (в том числе военными) следственными органами Следственного комитета Российской Федерации при расследовании и предупреждении преступлений, оказывать им практическую и методическую помощь в организации этой работы.
8. Признать утратившими силу приказы Председателя Следственного комитета Российской Федерации:
от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации";
от 11 мая 2018 г. N 34 "О внесении изменений в приказ Председателя Следственного комитета Российской от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации";
от 9 января 2020 г. N 1 "О внесении изменения в приказ Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета".
9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал юстиции
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН
Приложение N 1
Утвержден
приказом Следственного комитета
Российской Федерации
от 13 августа 2021 г. N 131
ПЕРЕЧЕНЬ
ТЕРРИТОРИЙ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЮРИСДИКЦИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ТРАНСПОРТЕ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Западное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (Западное МСУТ СК России):
в пределах территорий г. Москвы, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Тульской областей; на территориях Республики Мордовия и Владимирской области - в пределах участков Московской железной дороги; на территориях Волгоградской, Пензенской и Саратовской областей - в пределах Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги;
в пределах территорий Республики Дагестан, Республики Калмыкия, Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей (включая примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море), Республики Адыгея, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Чеченской Республики, Ставропольского края и Волгоградской области (за исключением участков Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, расположенных на территории этой области), Саратовской области (за исключением участков Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги и участка Южно-Уральской железной дороги, расположенных на территории этой области);
в пределах территорий г. Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Республики Коми, а также Архангельской, Калининградской, Ленинградской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа (включая примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море), Вологодской, Ивановской, Костромской, Новгородской, Псковской и Ярославской областей; на территориях Владимирской, Кировской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа - в пределах участков Северной железной дороги.
2. Центральное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (Центральное МСУТ СК России):
в пределах территорий Республики Башкортостан (за исключением участков Южно-Уральской железной дороги, расположенных на территории этой республики), Республики Марий Эл, Республики Мордовия (за исключением участка Московской железной дороги, расположенного на территории этой республики), Республики Татарстан, Удмуртской Республики (за исключением участка Свердловской железной дороги, расположенного на территории этой республики), Чувашской Республики, а также Владимирской (за исключением участков Северной железной дороги и участка Московской железной дороги, расположенных на территории этой области), Кировской (за исключением участков Северной железной дороги, расположенных на территории этой области), Нижегородской, Пензенской (за исключением участков Юго-Восточной железной дороги, расположенных на территории этой области), Самарской (за исключением участков Южно-Уральской железной дороги, расположенных на территории этой области) и Ульяновской областей; на территориях Пермского края и Свердловской области - в пределах участков Горьковской железной дороги; на территориях Оренбургской, Рязанской, Тамбовской и Челябинской областей - в пределах участков Куйбышевской железной дороги;
в пределах территорий Пермского края и Свердловской области (за исключением участков Горьковской железной дороги, расположенных на территориях этих субъектов Российской Федерации), а также Курганской, Оренбургской (за исключением участков Куйбышевской железной дороги, расположенных на территории этой области), Тюменской, Челябинской (за исключением участков Куйбышевской железной дороги, расположенных на территории этой области) областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, включая примыкающие к Ямало-Ненецкому автономному округу внутренние морские воды и территориальное море (за исключением участка Северной железной дороги, расположенного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа); на территориях Удмуртской Республики и Омской области - в пределах участков Свердловской железной дороги; на территориях Республики Башкортостан, Самарской и Саратовской областей - в пределах участков Южно-Уральской железной дороги.
3. Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (Восточное МСУТ СК России):
в пределах территорий Республики Алтай, Республики Хакасия, Республики Тыва, Алтайского и Красноярского краев (включая примыкающие к Красноярскому краю внутренние морские воды и территориальное море), а также Кемеровской, Новосибирской, Омской (за исключением участка Свердловской железной дороги, расположенного на территории этой области) и Томской областей; на территории Иркутской области - в пределах участков Красноярской железной дороги; на территории Омской области - в пределах участка Южно-Уральской железной дороги;
в пределах территорий Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), включая примыкающие к ней внутренние морские воды и территориальное море (за исключением участков Дальневосточной железной дороги, расположенных на территории этой республики), Забайкальского края, а также Амурской (за исключением участков Дальневосточной железной дороги, расположенных на территории этой области) и Иркутской (за исключением участков Красноярской железной дороги, расположенных на территории этой области) областей;
в пределах территорий Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Магаданской и Сахалинской областей, Чукотского автономного округа (включая примыкающие к этим субъектам Российской Федерации внутренние морские воды и территориальное море) и Еврейской автономной области; на территориях Амурской области и Республики Саха (Якутия) - в пределах участков Дальневосточной железной дороги.
Приложение N 2
Утвержден
приказом Следственного комитета
Российской Федерации
от 13 августа 2021 г. N 131
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, ВОЗДУШНОГО И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА,
НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЮРИСДИКЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ТРАНСПОРТЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Объекты железнодорожного транспорта
1. Магистральные железнодорожные линии:
1) железнодорожные пути (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения) на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы;
2) железнодорожные переезды с оборудованием, пешеходные и переходные мосты, подземные переходы и тоннели, служащие для обеспечения пассажиропотоков в зоне остановочных пунктов железнодорожного транспорта;
3) устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки;
4) строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки;
5) мобильные средства измерения (вагоны-лаборатории) по проверке технического состояния железнодорожного пути, контактной сети, устройств электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки;
6) контактная сеть;
7) линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте;
8) строения, сооружения, помещения и оборудование тяговых подстанций;
9) строения, сооружения, помещения и оборудование трансформаторных подстанций;
10) строения, сооружения, помещения и оборудование пунктов группировки;
11) строения, сооружения, помещения и оборудование постов секционирования;
12) сооружения и оборудование автотрансформаторных пунктов питания;
13) сооружения и оборудование комплектных трансформаторных подстанций;
14) строения, сооружения, помещения и оборудование дизельных электростанций;
15) системы и линии дистанционного управления и телеуправления устройствами электроснабжения;
16) автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава.
2. Малоинтенсивные железнодорожные линии и участки, имеющие оборонное значение.
3. Железнодорожные станции на малоинтенсивных железнодорожных линиях, имеющие оборонное значение:
1) железнодорожные станции, на которых производится погрузка и выгрузка специальных и воинских грузов;
2) железнодорожные станции, которые задействованы в работе временных перегрузочных районов;
3) железнодорожные станции, которые задействованы в работе запасных морских перегрузочных районов;
4) железнодорожные станции, которые задействованы в работе погрузочно-выгрузочных районов;
5) железнодорожные станции, на которых имеются примыкания железнодорожных путей необщего пользования к местам дислокации воинских частей;
6) железнодорожные станции, которые имеют места стоянок и развертывания подвижных железнодорожных учреждений Минобороны России;
7) железнодорожные станции, на которых проводится отмобилизовывание специальных формирований;
8) узловые и предузловые железнодорожные станции.
4. Информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и системы управления перевозками:
1) строения, сооружения и помещения, инженерные системы и системы жизнеобеспечения вычислительных и диспетчерских центров;
2) линейное и станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте и потребность в связи военно-транспортных органов, необходимое для выполнения задач железнодорожными войсками по техническому прикрытию железных дорог, за исключением оборудования, технически, программно или физически отделенного от технологической сети связи и присоединенного к сети связи общего пользования.
5. Объекты локомотивного и вагонного хозяйства:
1) станции в пределах их границ со всеми находящимися на них объектами ОАО "Российские железные дороги";
2) вокзалы, пассажирские платформы, пассажирские технические станции;
3) парки отстоя поездов дальнего следования и пригородных составов;
4) пассажирские, локомотивные, вагонные ремонтные предприятия, при условии их нахождения непосредственно в технических парках, депо; перегоны в пределах верхнего строения железнодорожного пути, под которым понимается часть железнодорожного пути, включающая в себя рельсы, рельсовые скрепления и подрельсовое основания (шпалы);
5) остановочные пункты в пределах посадочных платформ; платформы (перроны); железнодорожный подвижной состав, находящийся на участках оперативного обслуживания отделов внутренних дел на транспорте;
6) железнодорожные подъездные пути общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или до знака "граница подъездного пути";
7) грузовые станции и дворы (при отсутствии внешнего ограждения границей станции следует считать периметр складирования грузов и размещения контейнеров), контейнерные площадки (пункты) в пределах их ограждения;
8) станционные прирельсовые склады, сортировочные рампы, пакгаузы, ангары, другие складские помещения грузового хозяйства ОАО "Российские железные дороги", находящиеся в границах станций.
6. Объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение (предназначенные для выполнения мобилизационных планов):
1) производственные участки текущего ремонта;
2) пункты технического осмотра локомотивов;
3) пункты экипировки тепловозов и паровозов;
4) пескосушилки;
5) базы топлива и нефтепродуктов;
6) устройства для постановки локомотивов в ремонтные стойла и разворота локомотивов;
7) производственные участки, связанные с ремонтом и обслуживанием вагонов;
8) вагоноколесные мастерские;
9) пункты технического обслуживания вагонов, пункты технического обслуживания и ремонта вагонов;
10) промывочно-пропарочные станции (стационарные и передвижные);
11) пункты подготовки вагонов для обеспечения воинских перевозок (стационарные и передвижные);
12) дезинфекционно-промывочные станции и пункты, пункты промывки вагонов.
7. Объекты мобилизационного назначения:
1) базы хранения мобилизационного резерва;
2) базы хранения специального запаса, в том числе локомотивов, вагонов и других материальных ценностей;
3) погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях, стационарные (железнодорожные пути, воинские платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов (эксплуатируемые);
4) стационарные военно-продовольственные пункты;
5) защищенные пункты управления;
6) загородные запасные пункты управления.
8. Объекты гражданской обороны:
1) склады и имущество гражданской обороны;
2) убежища;
3) противорадиационные укрытия;
4) защищенные рабочие места;
5) загородные больницы;
6) объекты жизнеобеспечения - котельные, насосные станции водоснабжения с сетями водоснабжения;
7) технические подвижные узлы связи - передвижные радиостанции и радиорелейные устройства;
8) санитарно-пропускные пункты;
9) изоляционно-пропускные пункты.
9. Законсервированные и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности:
1) строения и устройства для ремонта и обслуживания тепловозов и паровозов;
2) вагоны и локомотивы специального запаса;
3) материальные ценности специального запаса;
4) раздельные пункты, задействуемые с введением воинского графика;
5) обходы железнодорожных узлов и тоннелей;
6) подходы к наплавным и временным мостам;
7) погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях, определенные мобилизационными планами;
8) пункты водоснабжения;
9) строения, сооружения, помещения, устройства и оборудование пунктов дислокации восстановительных и пожарных поездов, железнодорожный подвижной состав восстановительных и пожарных поездов, оснащение и железнодорожные пути общего пользования, на которых они дислоцируются;
10) помещения, в которых размещаются военно-транспортные органы.
II. Объекты воздушного транспорта
10. Воздушные суда.
11. Действующие и строящиеся аэропорты, взлетно-посадочные полосы, ангары и иные объекты, способствующие нормальному функционированию воздушного транспорта и оказывающие содействие в рациональном и безаварийном использовании воздушного пространства России.
12. Аэродромы (участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов) в пределах их границ, здания пассажирских и грузовых аэровокзальных комплексов аэровокзалов.
13. Центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, объекты единой системы организации воздушного движения.
14. Пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности.
15. Объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника.
III. Объекты морского транспорта
16. Морские порты (охраняемые территории, предназначенные для отработки судов и грузов), причалы, пристани и иные объекты, способствующие эффективной реализации деятельности субъектов данной сферы, расположенные на специально отведенных территории и акватории и предназначенные для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
17. Суда, независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и в акватории портов (самые удаленные гидротехнические сооружения закрытой части морских портов), вокзалов и других гидротехнических сооружений, стоящих на рейдах акватории морских портов.
18. Ледоколы, буксиры и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на морских путях Российской Федерации и предназначенные для перевозки пассажиров и грузов.
19. Находящиеся на территории портов предприятия, учреждения и организации, а также судоходная часть акватории морских портов.
20. Портовые гидротехнические сооружения.
21. Объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей (средства навигационного оборудования, системы управления движением судов).
22. Склады, ангары, предназначенные для хранения грузов, помещения для переработки грузов на территории портов, вокзалов, причалов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
23. Перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути.
24. Здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории порта и предназначенные для государственного контроля и надзора в порту.
25. Пункты специализированного отстоя и ремонта плавательных средств, судостроительные и судоремонтные заводы, кроме военных.
26. Морской терминал.
IV. Объекты речного транспорта
27. Речные порты, границей которых является охраняемая территория, предназначенная для обработки судов и грузов.
28. Вокзалы, причалы и пристани, за исключением причалов для плавательных средств баз отдыха и лодочных станций.
29. Водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на водных путях Российской Федерации; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на водных путях Российской Федерации.
30. Суда, буксиры и иные плавательные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов.
31. Пункты специализированного отстоя и ремонта плавательных средств, судостроительные и судоремонтные заводы, кроме военных.
32. Главный судовой ход акватории рек и каналов без учета боковых притоков на главном фарватере (водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов в период навигации и обозначенное на местности плавучими знаками судовой обстановки (или карте), по отношению к другим судовым ходам, в данном районе он является главным).
V. Предприятия, учреждения, организации
33. Предприятия, учреждения и организации Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО "Российские железные дороги", а также другие организации независимо от места их нахождения, формы собственности и ведомственной подчиненности, занятые в сфере железнодорожного, воздушного, морского транспорта и транспортного строительства.
34. Строящиеся объекты железнодорожного, воздушного и водного транспортного комплекса.
Исключение из настоящего Перечня составляют объекты инфраструктуры водного транспорта, отнесенные к компетенции Министерства обороны Российской Федерации, обладающие особым статусом, который определяется законодательством об обороне и безопасности государства.