МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 мая 2013 г. N 67
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
В соответствии с частью 4 статьи 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 2, ст. 227, N 30, ст. 3613, N 31, ст. 3803; 1999, N 12, ст. 1406; 2001, N 11, ст. 1002, N 13, ст. 1140, N 26, ст. 2589; 2003, N 24, ст. 2250, N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4379; 2005, N 6, ст. 431, N 14, ст. 1213, ст. 1214, N 19, ст. 1753, ст. 1754; 2006, N 2, ст. 173, N 3, ст. 276, N 15, ст. 1575, N 19, ст. 2059; 2007, N 1 (ч. I), ст. 36, N 24, ст. 2834, N 30, ст. 3756, ст. 3808, N 31, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 49, ст. 6060; 2008, N 14, ст. 1359, N 29 (ч. I), ст. 3412, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 45, ст. 5140, N 49, ст. 5733, N 52 (ч. I), ст. 6216, ст. 6226; 2009, N 7, ст. 791, N 23, ст. 2761, ст. 2766, N 29, ст. 3628, N 51, ст. 6162, N 52 (ч. I), ст. 6453; 2010, N 8, ст. 780, N 14, ст. 1553, ст. 1556, N 15, ст. 1742, ст. 1752, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16, N 7, ст. 901, ст. 902, N 15, ст. 2039, N 27, ст. 3870, N 45, ст. 6324, N 49 (ч. V), ст. 7056, N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162, N 14, ст. 1551, N 19, ст. 2279, N 49, ст. 6753, N 53 (ч. I), ст. 7629) и в целях совершенствования осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы приказываю:
утвердить прилагаемый Порядок осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы.
Министр
А.В.КОНОВАЛОВ
Утвержден
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 7 мая 2013 г. N 67
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ
К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ < 1 >
< 1 > Далее - Порядок.
I. Общие положения
1. Порядок регулирует осуществление обязательного начального профессионального образования < 1 > и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы < 2 > , не имеющих профессии (специальности), по которой они могут работать в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы < 3 > , и после освобождения из него.
< 1 > Далее - НПО.
< 2 > Далее - осужденные.
< 3 > Далее - учреждение.
НПО и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в:
а) образовательном учреждении НПО < 1 > Федеральной службы исполнения наказаний < 2 > , реализующем основные профессиональные образовательные программы НПО < 3 > и образовательные программы профессиональной подготовки < 4 > ;
< 1 > Далее - образовательное учреждение.
< 2 > Далее - ФСИН России.
< 3 > Далее - образовательная программа НПО.
< 4 > Далее - программы профессиональной подготовки.
б) центре трудовой адаптации осужденных < 1 > или учебно-производственной (трудовой) мастерской < 2 > учреждения, реализующего программы профессиональной подготовки, в том числе в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией < 3 > .
< 1 > Далее - центр.
< 2 > Далее - мастерская.
< 3 > Далее - программы профессиональной подготовки; статья 21 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. I), ст. 3103).
Работники образовательных учреждений, осуществляющие свою деятельность в уголовно-исполнительной системе < 1 > , обязаны соблюдать режимные требования, установленные в учреждениях, и содействовать их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка < 2 > .
< 1 > Далее - УИС.
< 2 > Статья 16 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613; 2004, N 27, ст. 2711; 2009, N 39, ст. 4537; 2012, N 14, ст. 1551).
2. Образовательное учреждение и центр (мастерская) учреждения в своей деятельности по осуществлению образовательных программ НПО и профессиональной подготовки осужденных руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными правовыми актами и настоящим Порядком.
3. Основными задачами НПО и профессиональной подготовки осужденных являются:
привитие и закрепление трудовых навыков обучающихся осужденных < 1 > для их ресоциализации через профессию, труд и законопослушное поведение;
< 1 > Далее - обучающийся.
ускоренное приобретение обучающимися профессиональных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
создание обучающимся современных условий получения НПО и профессиональной подготовки;
удовлетворение потребностей учреждений и рынков труда субъектов Российской Федерации в рабочих кадрах из числа осужденных, в том числе по дефицитным рабочим профессиям, а также удовлетворение потребностей личности осужденного в профессиональном становлении.
4. Образовательное учреждение создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации < 1 > .
< 1 > Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29 (ч. II), ст. 3519).
Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет ФСИН России.
Директор образовательного учреждения назначается на должность, освобождается от должности начальником территориального органа ФСИН России по согласованию с ФСИН России, осуществляет свою деятельность при непосредственном взаимодействии с администрацией учреждения.
Состав руководящих (заместитель директора, директор обособленного структурного подразделения образовательного учреждения, старший мастер) и педагогических (преподаватель, мастер производственного обучения, методист) работников образовательного учреждения < 1 > формируется образовательным учреждением во взаимодействии с учреждениями и территориальными органами ФСИН России. Структура и штатное расписание образовательного учреждения утверждаются приказом директора образовательного учреждения по согласованию с территориальным органом ФСИН России.
< 1 > Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2008 N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.05.2008, регистрационный N 11731) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2011 N 1601н "О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2008 N 216н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31.01.2012, регистрационный N 23068).
Обучение в центре (мастерской) учреждения, который является структурным подразделением учреждения, организуется в соответствии с положением о центре (мастерской) учреждения < 1 > и настоящим Порядком согласно приказу учреждения об организации профессиональной подготовки осужденных в учебных группах и (или) в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, в период производственной деятельности обучающихся < 2 > .
< 1 > Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2008 N 80 "Об утверждении примерного Положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного Положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.04.2008, регистрационный N 11495).
< 2 > Далее - приказ учреждения об организации обучения в период производственной деятельности.
5. Лицензирование образовательной деятельности образовательного учреждения и учреждения, государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Образовательное учреждение приобретает право на образовательную деятельность с момента получения им лицензии на осуществление образовательной деятельности < 1 > , а на выдачу выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию, документа государственного образца о начальном профессиональном образовании и (или) квалификации - с момента государственной аккредитации образовательного учреждения.
< 1 > Далее - лицензия.
Центр (мастерская) учреждения приобретает право на реализацию программ профессиональной подготовки (со сроком более 72 часов) в учебных группах в период производственной деятельности обучающихся с момента получения учреждением лицензии.
Заявления о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательному учреждению, учреждению и о проведении государственной аккредитации образовательного учреждения направляются самостоятельно образовательным учреждением и учреждением в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
6. Для осуществления НПО за счет средств федерального бюджета территориальным органом ФСИН России в плановом году определяются объем и структура приема обучающихся образовательного учреждения в соответствии с контрольными цифрами приема, установленными ФСИН России с учетом заявленной учреждением в текущем году:
прогнозной потребности рынков труда субъектов Российской Федерации в квалифицированных кадрах по результатам мониторинга центров занятости об имеющихся вакансиях рабочих профессий;
внутрисистемной потребности в рабочих кадрах из числа осужденных;
численности не имеющих профессии (специальности) осужденных в учреждении, а также на основании имеющейся материально-технической базы образовательного учреждения и созданных учреждением условий для проведения производственной практики и учебной практики обучающихся.
7. Достижение указанных в пункте 3 настоящего Порядка задач НПО и профессиональной подготовки осужденных обеспечивается во взаимодействии с территориальным органом ФСИН России, учреждением и образовательным учреждением на основании приказа территориального органа ФСИН России об организации НПО и профессиональной подготовки осужденных, устава образовательного учреждения < 1 > в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
< 1 > Далее - устав.
8. Территориальный орган ФСИН России в отношении образовательного учреждения и учреждения для осуществления НПО и профессиональной подготовки несет ответственность и организует:
согласование и контроль выполнения разработанных центром (мастерской) совместно с образовательным учреждением программ (планов, мероприятий) подготовки рабочих кадров из числа осужденных, повышения ее эффективности, развития и укрепления материально-технической базы образовательного учреждения и центра (мастерской) учреждения;
контроль взаимодействия образовательного учреждения с центром (мастерской) и другими структурными подразделениями учреждения по вопросам организации учебно-воспитательной, методической, производственной, финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, обучения осужденных в период их производственной деятельности;
контроль учета не имеющих профессии (специальности) осужденных, их обязательного привлечения к обучению по образовательным программам НПО и программам профессиональной подготовки;
контроль организации, осуществления и результатов обучения по образовательным программам НПО, программам профессиональной подготовки осужденных в образовательном учреждении и центре (мастерской) учреждения;
контроль посещаемости учебных занятий обучающимися;
направление приказов о распределении штатной численности; структуры и штатного расписания образовательных учреждений;
контроль за использованием бюджетных ассигнований, а также за закрепленным за образовательным учреждением и центром (мастерской) учреждения имуществом;
взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами службы занятости, органами местного самоуправления (муниципальными образованиями) субъектов Российской Федерации с целью получения государственной поддержки в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных, а также взаимодействие с общественными организациями предпринимателей, учреждениями и организациями, в том числе по:
определению приоритетных направлений и объемов подготовки рабочих кадров при формировании заявки на установление контрольных цифр приема обучающихся;
осуществлению контроля за прохождением лицензирования образовательной деятельности образовательного учреждения, учреждения и государственной аккредитации образовательного учреждения;
привлечению работодателей к участию в учебно-производственной деятельности образовательного учреждения, центра (мастерской) учреждения по подготовке рабочих кадров из числа осужденных по востребованным профессиям рынков труда субъектов Российской Федерации и учету их трудоустройства после освобождения из мест лишения свободы.
9. Учреждение несет ответственность за организацию осуществления НПО и профессиональной подготовки осужденных в части:
координации взаимодействия образовательного учреждения с центром (мастерской) и другими структурными подразделениями учреждения по комплексу вопросов осуществления НПО и профессиональной подготовки осужденных;
обеспечения учета не имеющих профессии (специальности) осужденных для их обязательного привлечения к обучению по образовательным программам НПО и программам профессиональной подготовки, а также осужденных, желающих повысить свою квалификацию;
формирования заявки на осуществление в предстоящем году НПО и профессиональной подготовки осужденных в соответствии с результатами анализа рынков труда субъектов Российской Федерации в районах предполагаемого проживания осужденных после их освобождения, а также прогнозной потребности собственного производства УИС;
ежедневного анализа посещаемости учебных занятий обучающимися с последующим направлением соответствующей информации в территориальный орган ФСИН России;
создания условий для проведения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся образовательного учреждения, обучающихся центра (мастерской) учреждения в период их производственной деятельности и выполнения запланированных заданий практики, контроля за ее результатами по изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг обучающимися;
предоставления сведений образовательному учреждению, центру (мастерской) учреждения о предстоящем условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (переводе в другое учреждение для дальнейшего отбывания наказаний) обучающихся для их досрочной итоговой аттестации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
контроля выполнения в образовательном учреждении, центре (мастерской) учреждения правил внутреннего распорядка;
обеспечения безопасности работников (сотрудников), осуществляющих образовательный процесс, во время их нахождения на территории учреждения.
II. Осуществление НПО и профессиональной подготовки
в образовательном учреждении
10. Прием осужденных в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей функционирования учреждений.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает по согласованию с учреждением ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации < 1 > , в соответствии с настоящим Порядком и уставом.
< 1 > Статья 16 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613; 2004, N 27, ст. 2711; 2009, N 39, ст. 4537; 2012, N 14, ст. 1551).
Образовательное учреждение в текущем учебном году во взаимодействии со структурными подразделениями учреждения проводит профориентационную работу в соответствии с полученными от учреждения данными о численности осужденных, не имеющих профессии (специальности), и заказом на подготовку рабочих кадров в предстоящем учебном году для последующей организации приема осужденных в образовательное учреждение.
Прием в образовательное учреждение осуществляется по заявлению осужденного. С целью принятия учреждением решения о направлении осужденного на обучение в образовательное учреждение совместно с заинтересованными структурными подразделениями учреждения (медицинской частью, воспитательным и оперативным отделами, отделом собственной безопасности и специального учета) организуется процесс рассмотрения и согласования его заявления. Зачисление в образовательное учреждение производится на основании приказа образовательного учреждения после издания приказа учреждения о направлении на обучение.
Для обучения по образовательным программам НПО принимаются осужденные, имеющие основное общее и (или) среднее (полное) общее образование.
Для получения профессиональной подготовки могут приниматься осужденные, не имеющие основного общего образования.
При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку < 1 > .
< 1 > Статья 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 2007, N 30, ст. 3808; 2008, N 45, 5140; 2012, N 14, ст. 1551).
С целью обучения не имеющих профессии (специальности) осужденных комплектование учебных групп осуществляется круглогодично.
Учебный год начинается с 1 сентября и завершается 31 августа следующего календарного года. Срок начала занятий согласно учебному плану по конкретной профессии и форме получения образования может переноситься на 1 месяц. В иных случаях перенос срока начала занятий осуществляется по мере поступления в учреждение осужденных и формирования учебной группы образовательного учреждения в соответствии с решением территориального органа ФСИН России.
11. Образовательные программы НПО, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами НПО < 1 > , и программы профессиональной подготовки осваиваются в следующих формах получения образования, различающихся объемом обязательных учебных занятий и организацией образовательного процесса:
< 1 > Далее - ФГОС.
очная форма;
очно-заочная (вечерняя) форма;
форма экстерната < 1 > по отдельным профессиям.
< 1 > Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.11.1995 N 563 "Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.03.1996, регистрационный N 1043).
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Виды учебных занятий, продолжительность учебных занятий и каникул, объем учебно-производственной нагрузки устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования < 1 > .
< 1 > Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29 (ч. II), ст. 3519).
Объем учебно-производственной нагрузки по программам профессиональной подготовки составляет не менее 24 академических часов в неделю.
12. Образовательные программы НПО и программы профессиональной подготовки включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и другие методические материалы < 1 > , которые разрабатываются, утверждаются и ежегодно обновляются образовательным учреждением самостоятельно на основе ФГОС, примерных учебных планов, разработанных ФСИН России, примерных основных образовательных программ.
< 1 > Далее - учебно-программная документация.
Содержание учебно-программной документации образовательного учреждения включает материалы, разработанные образовательным учреждением во взаимодействии с центром (мастерской) учреждения и представителями предприятий и организаций субъекта Российской Федерации с учетом номенклатуры собственного производства учреждения, требований рынка труда, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
13. Сроки обучения осужденных в образовательном учреждении по образовательным программам НПО устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми ФГОС с учетом особенностей и условий отбывания наказания осужденными в учреждении.
14. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами НПО, программами профессиональной подготовки и расписанием учебных занятий для каждой профессии и формы получения образования, которое согласовывается с начальником учреждения.
Обучающийся имеет право на перевод в образовательном учреждении, где он обучается, с одной образовательной программы НПО или программы профессиональной подготовки и (или) формы получения образования на другую в порядке, определяемом образовательным учреждением.
15. Преподавание теоретических дисциплин проводится в учебных кабинетах, лабораториях, оснащенных необходимыми учебно-методическими материалами, наглядными пособиями и оборудованием, имеющими комплексное методическое обеспечение по предметам и профессиям.
Теоретическое обучение в образовательном учреждении проводится в тесной связи с практическими занятиями.
16. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика обучающихся осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации < 1 > , настоящим Порядком и уставом с учетом особенностей и условий отбывания наказания осужденными в учреждении.
< 1 > Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009 N 674 "Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.01.2010, регистрационный N 15964).
Учебная практика (производственное обучение) проводится в учебных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах и других структурных подразделениях образовательного учреждения, при необходимости - на производственных площадях учреждения.
Учебная группа образовательного учреждения в период учебной практики (производственного обучения) при необходимости может подразделяться на две подгруппы численностью 12 - 15 человек по согласованию с территориальным органом ФСИН России.
В образовательных учреждениях, осуществляющих обучение несовершеннолетних осужденных, а также осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, учебные занятия могут проводиться с группами или подгруппами обучающихся меньшей численности, а также - с отдельными обучающимися.
Производственная практика обучающихся проводится по завершении основного курса обучения согласно учебным планам на производственных площадях, машинах и оборудовании учреждения и в соответствии с приказом учреждения о зачислении обучающихся образовательного учреждения на производственную практику на рабочие места центра (мастерской) и объекты учреждения.
Производственное обучение и производственная практика проводятся образовательным учреждением совместно с учреждением в зависимости от имеющихся производственных условий и профессий, получаемых осужденными, на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и учреждением.
17. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся, в котором предусматривается деятельность по оценке знаний и умений обучающихся образовательного учреждения во взаимодействии с учреждением и представителями предприятий, организаций субъекта Российской Федерации - заказчиками рабочих кадров, утверждается образовательным учреждением.
Итоговая аттестация обучающихся в образовательном учреждении осуществляется аттестационной комиссией < 1 > в соответствии с положением об итоговой аттестации выпускников учреждений НПО < 2 > , настоящим Порядком и уставом.
< 1 > Далее - аттестационная комиссия.
< 2 > Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.11.1995 N 563 "Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.03.1996, регистрационный N 1043).
Состав аттестационной комиссии, в который входят представители образовательного учреждения, учреждения, предприятий и организаций субъекта Российской Федерации, утверждается приказом директора образовательного учреждения по согласованию с учреждением и территориальным органом ФСИН России. Председатель аттестационной комиссии назначается из числа сотрудников учреждения.
Образовательное учреждение не позднее чем за полгода, а в случаях, когда продолжительность обучения составляет 6 и менее месяцев, не позднее чем за половину срока до начала итоговой аттестации доводит до сведения обучающихся конкретный перечень экзаменов по учебным предметам, выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ, входящих в состав итоговой аттестации.
Перечень выпускных практических квалификационных работ образовательное учреждение согласовывает с учреждением для последующей безвозмездной передачи ему изготовленных выпускниками образовательного учреждения готовых видов изделий, выполненных работ и оказанных услуг для нужд УИС.
Итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
Образовательное учреждение имеет право производить досрочный выпуск обучающихся в случаях их досрочного освобождения от отбывания наказания или перевода в другие учреждения, аттестационная комиссия оценивает выпускников по фактически достигнутому уровню квалификации.
Обучающийся имеет право на перевод и завершение обучения по образовательной программе НПО или программе профессиональной подготовки в иное образовательное учреждение в случае его перевода в учреждение с новым местом дислокации.
18. Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим в полном объеме образовательную программу НПО и прошедшим итоговую аттестацию, диплом государственного образца о НПО.
Выпускникам, обучающимся не менее полугода, но не завершившим по различным причинам освоение образовательной программы НПО и прошедшим итоговую аттестацию по профессиям рабочих согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов < 1 > , присваивается уровень квалификации и выдается свидетельство о нем < 2 > .
< 1 > Далее - Классификатор.
< 2 > Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29 (ч. II), ст. 3519).
Выпускникам образовательного учреждения, обучившимся по программам профессиональной подготовки и прошедшим итоговую аттестацию по рабочим профессиям согласно Классификатору, присваивается уровень квалификации и выдается свидетельство, бланк которого утвержден образовательным учреждением < 1 > .
< 1 > Статья 27 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2517; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 7, ст. 838, N 44, ст. 5280; 2010, N 46, ст. 5918; 2011, N 25, ст. 3537).
Обучающемуся, не завершившему обучение и не прошедшему итоговую аттестацию или получившему на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
Диплом государственного образца об НПО, свидетельство об уровне квалификации и справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении заверяются печатью образовательного учреждения, хранятся в личном деле осужденного в учреждении и выдаются при освобождении из учреждения.
Образовательное учреждение имеет вторую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации для заверения выдаваемых осужденным документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, оттиск которой не содержит указание на принадлежность этого образовательного учреждения к УИС < 1 > .
< 1 > Закон Российской Федерации от 01.04.2012 N 25-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1551).
III. Осуществление профессиональной
подготовки в центре (мастерской) учреждения в период
производственной деятельности
19. Ежегодное планирование на предстоящий год объема и направлений профессиональной подготовки осужденных в центре (мастерской) учреждения в период производственной деятельности < 1 > проводится учреждением на основе прогнозной потребности в рабочих кадрах собственного производства и объектов жизнеобеспечения учреждения в соответствии с плановыми заданиями территориального органа ФСИН России с учетом:
< 1 > Далее - обучающиеся в период производственной деятельности.
потребности в организации профессиональной подготовки и повышения квалификации осужденных, производственного обучения их смежным профессиям для осуществления производственно-хозяйственной деятельности учреждением и перспективы развития производства;
численности не имеющих профессии осужденных, в том числе вновь поступивших в учреждение в течение учебного года и не охваченных НПО или профессиональной подготовкой в образовательном учреждении;
имеющейся материально-технической базы центра (мастерской) учреждения.
20. Центр (мастерская) получает от соответствующих подразделений учреждения данные о численности осужденных, не имеющих профессии (специальности), планирует выполнение установленного задания по подготовке рабочих кадров.
Правила приема осужденных на обучение в период производственной деятельности определяются приказом учреждения об организации обучения в период производственной деятельности.
Направление осужденных на обучение в период производственной деятельности осуществляется круглогодично в соответствии с личным заявлением осужденного, рассмотренного в установленном порядке заинтересованными подразделениями учреждения (медицинской частью, воспитательным и оперативным отделами, отделом собственной безопасности и специального учета), согласно приказу учреждения.
21. Итоги успеваемости, посещаемости учебно-производственных занятий, вопросы, связанные с отчислением или поощрением обучающихся в период производственной деятельности, рассматриваются на производственном совещании под руководством начальника центра (мастерской) учреждения совместно с отделом воспитательной работы с осужденными учреждения.
22. Программы профессиональной подготовки в период производственной деятельности осваиваются в порядке обучения в составе учебной группы произвольной численности и (или) индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, различающихся объемом обязательных учебных занятий.
23. Программы профессиональной подготовки включают в себя учебный план, рабочие программы предметов, учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график, которые разрабатываются, утверждаются и ежегодно обновляются центром (мастерской) учреждения во взаимодействии с образовательным учреждением с учетом производственных потребностей учреждения, развития техники и технологий, науки и социальной сферы.
24. Теоретическое обучение (консультации, уроки, письменные контрольные и самостоятельные работы) в ходе обучения в период производственной деятельности в случае необходимости может осуществляться в учебных кабинетах образовательного учреждения.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика в ходе обучения в период производственной деятельности проводятся в соответствии с графиком производственного процесса центра (мастерской) учреждения.
25. Присвоение квалификационных разрядов осужденным, прошедшим обучение в период своей производственной деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком и приказом учреждения об организации обучения в период производственной деятельности.
Степень эффективности подготовки проверяется на квалификационном экзамене аттестационной комиссией учреждения, состав которой включает представителей учреждения, образовательного учреждения, предприятий и организаций субъекта Российской Федерации и утверждается приказом начальника учреждения. Председатель аттестационной комиссии назначается из числа сотрудников учреждения.
Выпускник, которому присваивается или повышается квалификационный разряд, должен в соответствии с квалификационной характеристикой соответствующего разряда по профессии самостоятельно выполнить практические квалификационные работы и теоретические задания.
При присвоении выпускнику более высокой квалификации он должен уметь выполнять работы в соответствии с квалификационной характеристикой, получаемым разрядом по профессии, а также работы, предусмотренные квалификационными характеристиками работников более низкой квалификации.
Практические квалификационные работы должны соответствовать уровню заявленной квалификации, нормам выработки, принятым на производстве центра (мастерской) учреждения или на аналогичном предприятии субъекта Российской Федерации, которые по своей продолжительности не должны превышать одной рабочей смены, их характеристики устанавливаются выпускнику в наряде за две недели до экзамена.
26. Выпускникам, обучившимся по программам профессиональной подготовки и прошедшим итоговую аттестацию по профессиям рабочих согласно Классификатору, присваивается уровень квалификации. Свидетельство об уровне квалификации, квалификационная характеристика заверяются печатью учреждения и хранятся в личном деле осужденного в учреждении. Сведения об уровне квалификации по профессии заносятся в трудовую книжку выпускника.
Указанные документы выдаются осужденному при освобождении из учреждения.
27. Обучение в период производственной деятельности предоставляет право обучающимся:
на ускоренный курс профессиональной подготовки, в том числе по индивидуальному плану, в соответствии с Классификатором;
одновременно с обучением участвовать в производственной деятельности центра (мастерской) учреждения по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
28. Общее управление обучением в период производственной деятельности осуществляет начальник центра (мастерской) учреждения.
Начальник центра (мастерской) учреждения для организации и осуществления обучения в период производственной деятельности:
готовит и согласовывает с начальником учреждения проект приказа учреждения об организации обучения в период производственной деятельности;
согласовывает с начальником учреждения и утверждает планы работ организации обучения в период производственной деятельности (годовые, ежемесячные планы работы, учебные планы), расписание учебных занятий;
осуществляет контроль учета и привлечения к обучению не имеющих профессии осужденных, формирования учебных групп, индивидуальной подготовки, учета вывода и посещаемости учебных занятий, хода профессиональной подготовки осужденных, присвоения им квалификационных разрядов;
представляет начальнику учреждения заявки на вывод осужденных на рабочие места центра (мастерской) для выполнения заданий, предусмотренных учебно-производственными программами и планами;
на основании приказа учреждения (доверенности) имеет право подписи договоров по направлениям учебной деятельности центра (мастерской) учреждения, в том числе ученических договоров;
осуществляет контроль за обеспечением подбора, расстановки, профессиональной подготовки работников УИС, осуществляющих организацию и проведение обучения в период производственной деятельности, контроль за соблюдением ими регламента служебного времени, законности, служебной дисциплины, определяет их должностные обязанности;
осуществляет взаимодействие с другими подразделениями учреждения, образовательным учреждением, территориальным органом ФСИН России, а также с органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами службы занятости, с общественными организациями предпринимателей, учреждениями и организациями по совершенствованию профессиональной подготовки осужденных в соответствии с потребностями производственно-хозяйственной деятельности учреждения, с учетом перспективы развития производства и потребностей рынков труда субъектов Российской Федерации в рабочей силе.
29. Непосредственная организация обучения в период производственной деятельности возлагается приказом учреждения на ответственного сотрудника учреждения.
Сотрудник учреждения, организующий обучение в период производственной деятельности, несет ответственность за:
подготовку проектов приказов, положений, планов, расписаний, графиков и другой планирующей документации учреждения по организации профессиональной подготовки осужденных;
комплексное учебно-методическое обеспечение учебной деятельности в период производственной деятельности во взаимодействии с образовательным учреждением;
формирование учебных групп, набор осужденных на индивидуальную подготовку в период производственной деятельности и организацию их обучения;
проведение анализа производственных результатов обучения осужденных (повышение разряда, рост производительности труда, причины (не)выполнения нормы выработки, связанные с недостаточной квалификацией осужденных, созданные условия совмещения учебы и производственной работы).
Во взаимодействии с заинтересованными подразделениями учреждения указанный сотрудник отвечает за привлечение к обучению не имеющих профессии осужденных, посещаемость учебных занятий обучающимися (с отделом безопасности, оперативным и воспитательным отделами), организацию деятельности работников УИС, осуществляющих обучение на рабочих местах (с отделом кадров).
30. Работники УИС, осуществляющие обучение в период производственной деятельности в соответствии с трудовым договором и (или) должностной инструкцией, являются наставниками обучающихся. Наставниками могут быть назначенные приказом учреждения инженерно-технические и другие специалисты учреждения, имеющие высшее профессиональное (среднее профессиональное) образование, и (или) высококвалифицированные рабочие (в том числе осужденные), имеющие опыт практической производственной работы.
Права и обязанности, повышение квалификации указанных лиц определяются законодательством Российской Федерации, положением о центре (мастерской) учреждения, настоящим Порядком, приказом учреждения об организации обучения в период производственной деятельности, а также правилами внутреннего распорядка учреждения.