ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 января 2001 г. N 5
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ВЫЕМКИ И ОБЫСКА
Имеющиеся в Генеральной прокуратуре данные свидетельствуют об ослаблении в последнее время прокурорского надзора за законностью производства выемки и обыска. Нередко обыски, несмотря на отсутствие не терпящих отлагательства обстоятельств, проводятся без санкции прокурора, об их проведении прокурор своевременно не уведомляется.
Участились случаи необоснованного привлечения сотрудников спецподразделений к производству обысков и выемок под предлогом обеспечения безопасных условий для производства следственных действий. Этот фактор используется подчас как способ оказания психологического давления.
Подобные действия противоречат требованиям закона, нарушают конституционные права и свободы граждан, дезорганизуют нормальную деятельность юридических лиц, могут привести к утрате процессуального значения добытых доказательств, подрывают авторитет правоохранительных органов.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" приказываю:
Прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и иным специализированным прокурорам на правах областных, всем городским и районным прокурорам, а также прокурорам специализированных прокуратур на правах районных:
1. Усилить прокурорский надзор за законностью производства выемки и обыска, лично вникая в вопросы их организации.
2. Производство обыска в рабочее время без санкции прокурора при отсутствии обстоятельств, не терпящих отлагательства, считать грубейшим нарушением закона. В каждом конкретном случае решать вопрос об ответственности виновных.
Таким же образом реагировать на факты несвоевременного уведомления прокурора о проведенном без его санкции обыске.
Не терпящими отлагательства могут, в частности, быть признаны случаи, когда:
неотложность обыска диктуется обстановкой только что совершенного преступления;
неотложное производство обыска необходимо для пресечения дальнейшей преступной деятельности;
имеются данные о том, что лицо, в распоряжении которого находятся существенные для дела предметы или документы, принимает меры к их уничтожению либо сокрытию и т.д.
При таких обстоятельствах следователь, располагая фактическими данными о наличии оснований для безотлагательного производства обыска, должен мотивировать в постановлении необходимость его проведения без санкции прокурора.
3. Решительно пресекать попытки привлечения сотрудников спецподразделений не в качестве физической защиты, а в целях оказания психологического воздействия на участников процесса.
Привлечение указанных сотрудников к обеспечению обыска или выемки допускается лишь в исключительных случаях, когда есть реальная возможность активного, в том числе вооруженного, сопротивления или неповиновения законным требованиям следователя. О каждом таком случае должна быть сделана соответствующая запись в протоколе с указанием индивидуальных идентификационных номеров привлекаемых сотрудников спецподразделений.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ направить для исполнения всем прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным и иным специализированным прокурорам, а также (для сведения и использования в практической деятельности) руководителям федеральных правоохранительных органов.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный
государственный
советник юстиции
В.В.УСТИНОВ