МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИКАЗ
от 13 июня 2012 г. N 324
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ (ПУНКТОВ) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2005, N 29, ст. 3037, N 49, ст. 5204; 2007, N 11, ст. 1283; 2008, N 18, ст. 2009, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300, N 20, ст. 2435), в целях повышения уровня профессионального мастерства преподавателей учебных центров (пунктов) территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, совершенствования образовательного процесса, выявления лучших преподавателей и распространения передового опыта работы приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о конкурсе профессионального мастерства преподавателей учебных центров (пунктов) территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Положение).
2. Управлению кадров ФСИН России (А.В. Романов), начальникам территориальных органов ФСИН России, федеральному казенному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний" (С.В. Назаров) организовать проведение конкурса в соответствии с Положением, начиная с 2014 года.
3. Управлению кадров ФСИН России (А.В. Романов), федеральному казенному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний" (С.В. Назаров) в целях объективной и всесторонней оценки конкурсантов до 1 февраля года проведения конкурса разработать экзаменационные билеты, предусмотрев в них вопросы теоретической и практической направленности.
4. Федеральному казенному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний" (С.В. Назаров) до 1 июня года проведения конкурса разработать перечень вопросов компьютерного тестирования конкурсантов для проведения третьего (финального) этапа конкурса.
5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В.П. Большакова.
Директор
генерал-полковник
внутренней службы
А.А.РЕЙМЕР
Утверждено
Приказом ФСИН России
от 13 июня 2012 г. N 324
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ (ПУНКТОВ) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
I. Общие положения
1. Конкурс профессионального мастерства преподавателей учебных центров (пунктов) территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - конкурс) проводится в целях:
повышения уровня профессионального мастерства преподавателей учебных центров (пунктов) территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России);
совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования территориальных органов ФСИН России;
выявления лучших сотрудников - преподавателей учебных центров (пунктов) территориальных органов ФСИН России, распространения передового педагогического опыта.
2. Задачи конкурса:
совершенствование методики проведения различных видов занятий;
выявление, изучение и распространение положительного педагогического опыта;
активизация деятельности по внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий;
стимулирование деятельности преподавательского состава для совершенствования исследований по методике преподавания.
3. В конкурсе принимают участие преподаватели, добившиеся стабильно высоких результатов в обучении слушателей, положительно зарекомендовавшие себя в процессе педагогической деятельности, использующие передовые обучающие технологии и признанные наиболее достойными представителями своих подразделений. Стаж педагогической деятельности, возраст участников не ограничивается.
4. Организационное и информационное обеспечение проведения конкурса осуществляется управлением кадров ФСИН России при участии пресс-бюро организационно-инспекторского управления ФСИН России.
II. Организация и порядок проведения конкурса
5. Конкурс проводится с периодичностью раз в три года и состоит из трех этапов:
первый этап - в учебных центрах (пунктах) территориальных органов ФСИН России. Время проведения - первый квартал;
второй этап - проводится на базе федерального казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКОУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России). Время проведения - второй квартал;
третий (финальный) этап - на первенство ФСИН России, проводится на базе ФКОУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России. Время проведения - третий квартал.
6. Общее руководство подготовкой и проведением конкурса, награждением победителей и призеров осуществляют организационные комитеты, создаваемые на период конкурса территориальными органами ФСИН России и ФСИН России (далее - организационные комитеты). Состав организационных комитетов, а также планы мероприятий по подготовке и проведению конкурса утверждаются приказами территориальных органов ФСИН России (первый этап) и ФСИН России (второй и третий (финальный) этапы).
7. Основными задачами организационных комитетов являются:
подготовка и проведение конкурсов по поручению ФСИН России;
определение порядка проведения экспертизы творческих работ участников конкурса;
подведение итогов и анализ результатов конкурса;
формирование и поддержка информационной базы конкурсов, разработка соответствующего программного обеспечения.
8. Для выполнения указанных задач организационные комитеты имеют право:
знакомиться с работой учебных центров (пунктов) территориальных органов ФСИН России;
запрашивать из учебных центров (пунктов) территориальных органов ФСИН России информационные материалы для проведения конкурса.
9. Для участия в первом этапе конкурса учебные центры (пункты) осуществляют подготовку материалов и представляют их в установленные сроки в организационный комитет согласно структуре учебно-методического комплекса (Приложение N 1 к настоящему Положению).
10. Победители первого этапа конкурса определяются путем сдачи конкурсных экзаменов, оценки системы работы, анализа содержания применяемых педагогических методов, приемов в организации и проведении занятий, определения степени владения современными методиками работы со слушателями.
11. Конкретные сроки, место, порядок проведения первого этапа конкурса, подведение его итогов, а также материально-техническое и финансовое обеспечение определяются начальниками территориальных органов ФСИН России с учетом требований, изложенных в настоящем Положении.
12. Для участия во втором этапе конкурса территориальные органы ФСИН России представляют не позднее чем за один месяц до начала третьего (финального) этапа конкурса следующие документы и материалы:
справка-объективка на участника по установленной форме;
интервью (видеопрезентация) с конкурсантом продолжительностью не более 7 минут;
творческая работа участника с описанием методики и собственного педагогического опыта, порядка проведения занятия.
13. Необходимые документы представляются на листах формата А4 объемом не более 12 машинописных страниц.
14. Критериями оценки творческой работы и видеопрезентации являются:
глубина проработки темы, единство формы и содержания представленного материала;
уровень и качество раскрытия инновационных идей, степень новизны творческого замысла;
возможность использования работы в качестве опыта и применения в учебной и воспитательной практике;
правильность, четкость произношения слов, построения фраз, культура и выразительность речи (видеопрезентация).
15. Для проведения второго этапа конкурса организационным комитетом создается экспертная комиссия, определяются порядок и сроки проведения экспертизы конкурсных работ. В состав экспертной комиссии могут входить сотрудники структурных подразделений ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений ФСИН России, а также других министерств и ведомств, практические работники УИС, призванные произвести объективную и всестороннюю оценку представленных работ. Экспертная комиссия по итогам конкурсных испытаний по наибольшей сумме набранных баллов определяет 10 лучших конкурсантов и допускает их к участию в третьем (финальном) этапе конкурса.
16. Для оценки выступления участников в третьем (финальном) этапе конкурса в состав организационного комитета включаются представители ФСИН России, других министерств и ведомств, научные и педагогические работники образовательных учреждений ФСИН России, практические работники УИС.
17. Подготовка места проведения третьего (финального) этапа конкурса, обеспечение техническими средствами обучения, а также размещение, питание участников, их отправку к месту службы организует ФКОУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России.
18. Конкурсанты прибывают к месту проведения конкурса в повседневной форме одежды по сезону, без оружия. При себе они обязаны иметь служебное и командировочное удостоверения.
19. Конкурсанты, не прибывшие для прохождения итоговых испытаний по неуважительным причинам, получают неудовлетворительную оценку, исключаются из списков участников с уведомлением комплектующего территориального органа ФСИН России. Организационный комитет, в порядке исключения, вправе решать вопрос о допуске к сдаче зачетов лиц, опоздавших на конкурс по уважительным причинам.
20. Третий (финальный) этап конкурса включает проведение:
тестирования участников;
открытого показательного занятия по предложенной теме исходя из специфики преподаваемой участником учебной дисциплины.
21. Критериями оценки открытого показательного занятия являются:
степень владения конкурсантом методикой преподавания учебной дисциплины;
уровень владения техническими средствами обучения;
характер личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей с аудиторией, его воспитательного воздействия на слушателей;
использование инновационных педагогических технологий в процессе проведения занятия.
III. Основные требования к содержанию и оформлению
учебно-методических материалов
22. Преподаватели, участвующие в конкурсе, представляют учебно-методический материал, сгруппированный в учебно-методический комплекс (далее - УМК) по разделу учебной программы.
23. Текстовая часть УМК должна быть представлена на электронном и бумажном носителях.
24. Текст печатается через 1,5 межстрочный интервал на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4. Страницы, включая приложения, нумеруются по порядку. Нумерация начинается с титульного листа. Номера страниц проставляются, начиная со второй, по середине верхнего поля листа арабскими цифрами без знаков препинания.
25. Приложения к УМК могут быть представлены в виде раздаточных дидактических материалов, иллюстраций, графиков, таблиц, схем, электронных учебных курсов, обучающих программ, мультимедийных презентаций и т.п.
26. УМК, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются в соответствии с требованиями режима секретности.
IV. Система и критерии оценки результатов конкурса
27. Организационный комитет подводит итоги на основе оценочных показателей учебно-методического комплекса, конкурсных занятий и параметров оценки знаний законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность учебных центров (пунктов) территориальных органов ФСИН России (Приложение N 2 к настоящему Положению). Решение организационного комитета принимается на общем заседании, утверждается председателем организационного комитета и оформляется протоколом. Результаты конкурса определяются из расчета количества набранных баллов.
28. Организационный комитет посещает открытые показательные занятия участников, после чего каждый член организационного комитета выставляет мотивированную оценку о качестве занятия с учетом специфики преподаваемой дисциплины. При этом изучаются используемые дидактические материалы и учебно-материальное обеспечение. Оценка конкурсанта за показательные занятия складывается из средней арифметической оценки всех членов организационного комитета. При равенстве голосов мнение председателя организационного комитета является решающим.
29. Специальная подготовка состоит из двух частей:
проверки знания законодательства Российской Федерации, актов ФСИН России и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность учебных центров (пунктов) территориальных органов ФСИН России и служебную деятельность участников;
проведения двух показательных учебных занятий длительностью один академический час (лекции или другого занятия, тему и вид которого определяет участник).
30. УМК оцениваются на первом и втором этапах конкурса по следующим критериям:
соответствию содержания разработки психолого-педагогическим требованиям и дидактическим принципам;
глубине проработки целей занятия (целевой установке);
оптимальности выбора методов и приемов проведения занятия, соответствию содержания изучаемого материала избранным целям;
оригинальности предлагаемых методических приемов (системы приемов);
использованию новых информационно-образовательных технологий;
использованию активных форм обучения, возможностей специализированных классов, кабинетов, лабораторий, тренажеров, полигонов и т.п.;
использованию методических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности слушателей, повышение интереса к изучаемому материалу, поддержание обратной связи;
организации самостоятельной работы слушателей;
эффективности использования средств наглядности (таблицы, схемы и т.п.) технических средств обучения и дидактических материалов;
наличию дифференцированного и индивидуального подхода в обучении;
информативной насыщенности изучаемого материала, его научности, новизне и актуальности;
использованию материалов, отражающих практическую деятельность подразделений территориальных органов ФСИН России;
структурной четкости изучаемого материала;
практической направленности занятия;
эффективности использования внутрипредметных и межпредметных связей;
организации контроля знаний и умений обучающихся, его эффективности.
Приложение N 1
к Положению
о конкурсе профессионального
мастерства преподавателей
учебных центров (пунктов)
территориальных органов
ФСИН России
СТРУКТУРА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
1. Рабочая учебная программа с материалами для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля, требования (критерии оценки) к уровню освоения программы.
2. Практикум (для профилирующих и иных имеющих практическую направленность разделов).
3. Перечень вопросов, выносимых на экзамен (зачет).
4. Тесты промежуточного контроля успеваемости и контроля остаточных знаний слушателей.
5. Программа комплексного экзамена.
6. Учебно-методическая литература по проведению тактико-специальных и оперативно-технических учений, деловых игр.
7. Методические рекомендации для преподавателя, указывающие на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно.
8. Методические указания для слушателей, раскрывающие рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение ими самостоятельной работы.
9. Учебное (учебно-методическое, учебно-практическое, учебно-наглядное) пособие.
10. Аудио-, видео- и мультимедийные учебные материалы, в том числе учебные фильмы, компьютерные обучающие и контролирующие программы (обучающая интерактивная система).
Приложение N 2
к Положению
о конкурсе профессионального
мастерства преподавателей
учебных центров (пунктов)
территориальных органов
ФСИН России
ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КОНКУРСНЫХ
ЗАНЯТИЙ И ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ (ПУНКТОВ)
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ
I. Оценка учебно-методического комплекса
┌───┬─────────────────────────────────────────────────┬──────────┐ │ N │ Призовое место │Количество│ │п/п│ │ баллов │ ├───┼─────────────────────────────────────────────────┼──────────┤ │1. │Учебное пособие: │ │ │ │1 место │60 │ │ │2 место │40 │ │ │3 место │30 │ ├───┼─────────────────────────────────────────────────┼──────────┤ │2. │Фондовая лекция │ │ │ │1 место │50 │ │ │2 место │30 │ │ │3 место │20 │ ├───┼─────────────────────────────────────────────────┼──────────┤ │3. │Методическая разработка практического занятия: │ │ │ │1 место │40 │ │ │2 место │30 │ │ │3 место │20 │ ├───┼─────────────────────────────────────────────────┼──────────┤ │4. │План проведения семинарского занятия: │ │ │ │1 место │30 │ │ │2 место │25 │ │ │3 место │20 │ ├───┼─────────────────────────────────────────────────┼──────────┤ │5. │Практические задачи для проведения входного │ │ │ │контроля, этапной аттестации знаний, входного │ │ │ │контроля (зачет, экзамен): │ │ │ │1 место │20 │ │ │2 место │25 │ │ │3 место │10 │ └───┴─────────────────────────────────────────────────┴──────────┘II. Оценочные показатели конкурсных занятий
┌───┬────────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐ │ N │ Показатель │ Количество │ │п/п│ │ баллов │ │ │ │(от 0 до 10)│ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤ │1. │Организационная деятельность (четкость постановки целей;│ │ │ │определение ключевых вопросов занятия и отчетливость │ │ │ │заданий) │ │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤ │2. │Научно-теоретический уровень занятия (соответствие │ │ │ │изучаемого материала основным положениям современной │ │ │ │науки; использование средств наглядности и ТСО; глубина │ │ │ │связи теории с практической деятельностью учреждений и │ │ │ │органов УИС) │ │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤ │3. │Методический уровень занятия (степень владения │ │ │ │материалом; логичность и доступность его изложения; │ │ │ │целесообразность применяемых методов; содержание и │ │ │ │уровень воспитательного воздействия; использование │ │ │ │творческих заданий и активных форм обучения) │ │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤ │4. │Деятельность слушателей (обратная связь преподавателя с │ │ │ │аудиторией) │ │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤ │5. │Использование психолого-педагогических форм, методов и │ │ │ │приемов воспитания при проведении занятий, их │ │ │ │направленность на стимулирование учебного процесса, │ │ │ │активизацию творческой деятельности слушателей │ │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤ │6. │Индивидуальный стиль преподавателя (уверенность в себе, │ │ │ │волевые качества, быстрота и гибкость реагирования, │ │ │ │чувство меры, интуиция) │ │ └───┴────────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘III. Параметры оценки знаний законодательства
Российской Федерации и других нормативных правовых актов,
регулирующих деятельность учебных центров (пунктов)
территориальных органов ФСИН России
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐ │ Оценка │ Результаты (в баллах) │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │Отлично │30 │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │Хорошо │25 │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │Удовлетворительно │15 │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │Неудовлетворительно │0 │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │Итоговая оценка │ │ └──────────────────────────────────────┴─────────────────────────┘