ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИКАЗ
от 11 августа 2005 г. N 712
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
1. Утвердить прилагаемое Положение о ведомственном финансовом контроле в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний.
2. Признать утратившим силу Приказ ГУИН Минюста России от 29.03.2001 N 55.
3. Начальникам территориальных органов и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, организовать изучение Положения, утвержденного настоящим Приказом.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на начальника организационно-инспекторского управления ФСИН России Беляева Л.В.
Директор
Ю.И.КАЛИНИН
Утверждено
Приказом ФСИН России
от 11 августа 2005 г. N 712
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДОМСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
1. Основные понятия и термины, используемые
в настоящем Положении
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью осуществления финансовой деятельности хозяйствующими субъектами. Финансовый контроль присущ всем без исключения организационно-правовым образованиям, является формой реализации контрольной функции финансов.
Финансовая дисциплина - это повсеместное соблюдение установленного нормативными актами порядка образования, распределения и использования денежных фондов учреждениями и предприятиями.
Ведомственный финансовый контроль - это контроль за финансовой деятельностью организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (далее - УИС) России, в рамках которой созданы контрольно-ревизионные органы.
Подразделения ФСИН России - это территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый внутри хозяйствующих субъектов ФСИН России, в том числе контрольно-ревизионными органами.
Предметом ведомственного финансового контроля является финансовая, хозяйственная, производственная и иная деятельность, а также соблюдение ее нормативно-правового регулирования.
Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Контрольно-ревизионные подразделения - это органы, непосредственно осуществляющие ведомственный и внутренний финансовый контроль за хозяйственной деятельностью подразделений ФСИН России. Под контрольно-ревизионным подразделением считать контрольно-ревизионную инспекцию организационно-инспекторского управления ФСИН России (далее - ОИУ ФСИН России), сотрудников учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, находящихся в оперативном подчинении начальника ОИУ ФСИН России и выполняющих задачи по организации и проведению ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов УИС, контрольно-ревизионные управление, отдел, отделение, группу, а также отдельных ревизоров территориальных органов ФСИН России в соответствии со штатной численностью.
2. Задачи ведомственного финансового контроля ФСИН России
Основными задачами ведомственного финансового контроля являются:
контроль за соблюдением подразделениями ФСИН России действующего законодательства Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, изданных в пределах их компетенции, а также приказов и указаний Минюста России и ФСИН России;
контроль за соблюдением государственной дисциплины при использовании бюджетного финансирования, материальных и трудовых ресурсов, правильным и своевременным обеспечением персонала УИС положенными видами довольствия и заработной платой, пенсионным обеспечением и социальным обслуживанием уволенных сотрудников ФСИН России и членов их семей, законностью финансовых и хозяйственных операций, наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
контроль за состоянием финансового и бухгалтерского учета, формированием достоверной и полной информации о финансовых результатах деятельности подразделений ФСИН России, необходимой для оперативного руководства и управления, организацией работы по профилактике финансовых нарушений;
оказание методологической и иной помощи по реализации нормативных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность и контрольно-ревизионную работу в подразделениях ФСИН России;
систематическое обобщение и анализ материалов ревизий (проверок), в том числе с целью подготовки аналитических и служебных записок руководству ФСИН России;
разработка мер по совершенствованию ведомственного и внутреннего финансового контроля за соблюдением финансовой дисциплины по экономному расходованию, сохранности государственных средств и имущества, профилактике недостач, растрат и хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей, переплат и недоплат денежного довольствия, заработной платы, пенсий и пособий, улучшению организации учета и отчетности, использованию внутрихозяйственных резервов.
3. Виды, сроки, задачи и цели проведения ревизий и проверок
Ревизии и проверки могут быть:
обязательными;
комплексными;
по поручению специально уполномоченных на то государственных органов;
внеплановыми;
по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
Ревизии (проверки) проводятся ревизионными службами на основании предписаний либо иных распорядительных документов, подписанных директором ФСИН России (или лицом, исполняющим его обязанности), руководителем территориального органа ФСИН России в соответствии с требованиями делопроизводства ФСИН России.
Периодичность проведения ревизий (проверок), осуществляемых контрольно-ревизионными службами (аппаратами) территориальных органов ФСИН России, устанавливается исходя из специфики и объемов деятельности ревизуемых территориальных органов. Ревизии (проверки) проводятся не реже одного раза в год, если иное не предусмотрено законодательными и иными правовыми актами.
В целях достоверности представления аналитических и статистических данных, а также расчета соответствующих контрольно-ревизионных нормативов государственные унитарные предприятия (далее - ГУП), созданные для обеспечения деятельности УИС, не должны учитываться отдельно от учреждений, исполняющих наказания, непосредственно подчиненных территориальным органам ФСИН России.
Периодичность проведения ревизий (проверок), осуществляемых контрольно-ревизионной инспекцией ОИУ ФСИН России подразделений ФСИН России, устанавливается исходя из специфики и объемов деятельности ревизуемых подразделений. Ревизии (проверки) контрольно-ревизионной инспекцией ОИУ ФСИН России проводятся не реже одного раза в два года, если иное не предусмотрено законодательными и иными правовыми актами.
Обревизование особых расходов, а также ревизии финансово-хозяйственной деятельности службы "Л" проводятся не реже одного раза в три года, если иное не предусмотрено законодательными и иными правовыми актами.
При составлении ежегодного плана обревизования юридических лиц, подчиняющихся территориальному органу ФСИН России, не учитываются контрольные проверки выполнения предложений по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков в ведении финансово-хозяйственной деятельности в качестве самостоятельных ревизий.
Срок проведения ревизии (проверки) устанавливается с учетом определенного объема ревизии, характера деятельности ревизуемого подразделения, но не более 40 дней. Продление срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию (проверку), а по ревизиям (проверкам), инициируемым органами предварительного следствия, суда и прокуратуры, - с их согласия.
Комплексная ревизия (проверка) проводится при участии в ревизионной группе специалистов управлений (отделов, групп) снабжения, капитального строительства, организации труда и заработной платы, главного механика и др.
План проведения ревизий (проверок) составляется на год с разбивкой по кварталам исходя из периодичности их проведения и утверждается:
в ФСИН России - директором;
в территориальных органах ФСИН России - руководителем соответствующего территориального органа ФСИН России.
Внеплановые ревизии (проверки) проводятся по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению ФСИН России руководителей, по решению органов предварительного следствия, суда и прокуратуры, а также при ликвидации, реорганизации, слиянии либо смене его руководителя или руководителя службы главного бухгалтера (начальника финансовой службы).
Проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности подразделений ФСИН России осуществляются как при проведении ревизии, так и по предписаниям (служебным заданиям) руководителей ФСИН России.
Цель ревизии или проверки - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении подразделением ФСИН России хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой подразделениями деятельности учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность затрат, по центрам реабилитации и адаптации осужденных;
расчеты по внебюджетной деятельности;
обоснованность затрат на деятельность училищ и школ;
отчисление с заработной платы осужденных в федеральный бюджет;
формирование финансовых результатов и их распределение.
4. Система ведомственного финансового контроля ФСИН России
Система ведомственного финансового контроля ФСИН России состоит из следующих ревизионных служб (аппаратов):
контрольно-ревизионная инспекция ОИУ ФСИН России, сотрудники учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, находящиеся в оперативном подчинении начальника ОИУ ФСИН России и выполняющие задачи по организации и проведению ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов УИС;
контрольно-ревизионные службы (аппараты) территориальных органов ФСИН России.
Контрольно-ревизионная инспекция ОИУ ФСИН России: осуществляет ведомственный финансовый контроль, проводит методологическую работу по ведению финансового контроля, осуществляет общее руководство ревизионной работой и контроль за ее состоянием;
организует методическое и информационное обеспечение организации и проведения ревизий или проверок финансово-хозяйственной деятельности;
выполняет консультирование подразделений ФСИН России по вопросам организации контрольно-ревизионной работы в пределах своих задач и компетенции;
планирует и осуществляет ревизии, тематические проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности подразделений ФСИН России, службы "Л" и особых расходов, пенсионного и социального обеспечения сотрудников УИС и членов их семей, а также учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России.
Ревизионные службы (аппараты) территориальных органов ФСИН России:
самостоятельно проводят ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности в непосредственно подчиненных им подразделениях, осуществляя внутриведомственный финансовый контроль;
согласно утвержденным руководителями территориальных органов ФСИН России годовым планам и квартальным графикам проводят ревизии (проверки) во всех юридических лицах, непосредственно подчиненных подразделению ФСИН России.
Руководитель территориального органа ФСИН России в ходе реализации внутриведомственного финансового контроля проводит следующие мероприятия:
утверждение предписаний на проведение документальных ревизий и проверок;
рассмотрение актов ревизий (проверок), в т.ч. проведенных органами федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, налоговыми органами, Счетной палатой Российской Федерации, и подготовку решений по ним;
подтверждение к исполнению предложений по актам ревизий (проверок), подготовленных ревизорами;
контроль за выполнением предложений по актам ревизий (проверок), своевременным представлением донесений по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненных убытков;
правильное и своевременное ведение учета, а также достоверность отчета о результатах контрольно-ревизионной работы;
координацию взаимодействия ревизионных служб (аппаратов) с другими службами подразделения ФСИН России (организационными, оперативными, кадровыми, по линии управления "Л", пенсионного обеспечения, инженерно-технического и материально-технического обеспечения, производственными, главного инженера и др.), а также взаимодействие с органами внутренних дел для организации встречных проверок при проведении ревизий (проверок);
направление в органы предварительного следствия, суда и прокуратуры материалов ревизий (проверок) по фактам нарушения законов, содержащим признаки уголовно наказуемых действий.
5. Предварительный финансовый контроль
Предварительный финансовый контроль организуют и осуществляют руководители подразделений ФСИН России (или должностные лица, временно исполняющие их обязанности) до и в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, то есть при составлении и утверждении расчетов (смет), заключении хозяйственных договоров, рассмотрении, визировании и утверждении распорядительных документов и т.д. Кроме того они обеспечивают:
планирование, своевременное и качественное проведение внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей;
подготовку и реализацию необходимых решений, направленных на устранение недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, выявленных ревизиями и проверками, проводимыми ведомственными и другими контролирующими органами.
Для проведения внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей по указанию руководителя подразделения назначается внутренняя проверочная комиссия, которая имеет право требовать от соответствующих должностных лиц предъявления всех документов, необходимых для проведения проверки, а при установлении нарушений - письменного объяснения от соответствующих должностных лиц.
Результаты внезапных проверок оформляются актом и докладываются соответствующему руководителю, назначившему проверку. Комиссия вносит обязательные для исполнения предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков с указанием конкретных сроков их выполнения.
Руководитель подразделения ФСИН создает и контролирует работу постоянно действующей комиссии по списанию основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также комиссии по непроизводительным расходам.
6. Финансовый контроль, осуществляемый ФСИН России
за финансовой деятельностью подразделений ФСИН России,
имеющих штатный контрольно-ревизионный аппарат
Проведение ревизий в УИС осуществляют:
контрольно-ревизионная инспекция ОИУ ФСИН России - проводит ревизии, проверки соблюдения соответствующего законодательства, нормативных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность в подразделениях, финансирование которых осуществляется централизованно ФСИН России, а также ревизии особых расходов, расходов на пенсионное обеспечение и социальное обслуживание;
ревизионный аппарат территориальных органов ФСИН России самостоятельно проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной, производственной и внебюджетной деятельности в непосредственно подчиненных им подразделениях, учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с ежегодно утверждаемыми директором ФСИН России (либо должностным лицом, исполняющим его обязанности) планами, проведение ревизий (проверок) может осуществляться в других регионах самостоятельно ревизионными службами территориальных органов ФСИН России по предписаниям и заданиям. Ревизоры, работники финансово-экономических и других служб привлекаются к работе в составе ревизионных групп, организуемых ФСИН России.
Руководитель подразделения, в котором проведена ревизия (проверка), в установленный срок представляет в инстанцию, назначившую ревизию (проверку), обстоятельное донесение о выполнении предложений по акту ревизии (проверки) по установленной форме (Приложение N 1), информацию о проведенных мероприятиях по устранению выявленных нарушений и недостатков, справку о восстановлении денежных и материальных средств, выявленных в ходе проведения ревизии по установленной форме (Приложение N 2). Также руководитель обязан представлять в контрольно-ревизионную инспекцию ОИУ ФСИН России информацию о проверках органов государственного финансового контроля (Приложение N 3) в течение двух недель после их проведения и в составе годовой отчетности представлять сведения о материалах ревизий (проверок), переданных в следственные органы и прокуратуру (Приложение N 4).
7. Обязанности, права и ответственность ревизоров
Ревизор обязан:
обеспечить подготовку и организацию проведения ревизии (проверки);
строго руководствоваться в работе действующим законодательством и иными правовыми актами, регламентирующими финансово-хозяйственную и производственную деятельность подразделений.
Регулярно докладывать (не реже одного раза в неделю) о ходе ревизии (проверки) и полученных промежуточных результатах руководителю (начальнику) своего ревизионного аппарата (службы);
быть принципиальным, соблюдать профессиональную этику, субординацию и конфиденциальность. Объективно отражать в акте ревизии (проверки) документально подтвержденные факты нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений, размер причиненных убытков и причины их возникновения, предложения основывать на тщательно проверенных и документально подтвержденных данных;
при обнаружении фактов причинения материального ущерба принимать меры к привлечению в установленном законом порядке виновных к ответственности и к его возмещению. По нарушениям законов, содержащим признаки деяний, влекущих за собой уголовную ответственность, вносить предложения руководителю, назначившему ревизию или проверку, о передаче материалов в следственные органы или прокуратуру;
принимать участие в рассмотрении на коллегии, оперативном совещании у руководителя ревизуемого подразделения результатов ревизий (проверок), предложений, проектов соответствующих приказов и распоряжений;
оказывать ревизуемому подразделению практическую помощь в организации контроля за соблюдением финансовой дисциплины, сохранностью денежных средств и материальных ценностей и решении других вопросов финансово-хозяйственной и производственной деятельности;
проверять выполнение предложений по результатам предыдущей ревизии (проверки) и в обязательном порядке отражать в акте полноту, соблюдение установленных в них сроков, а также достоверность направленной в инстанции информации;
обеспечить сохранность полученных документов, отчетов и соответствующих материалов, подлежащих обревизованию;
при назначении ревизора руководителем ревизионной группы организовывать и контролировать работу членов группы и привлеченных специалистов;
по каждому пункту плана ревизии (проверки) руководитель группы (ревизор) истребует у членов группы промежуточные акты (справки) по порученным направлениям (вопросам) финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого подразделения, согласованные с начальниками соответствующих ревизуемых служб.
Ревизор имеет право:
требовать от должностных лиц ревизуемого подразделения предъявления наличных денег, денежных документов, ценных бумаг, материальных ценностей, первичных документов и отчетов, смет, расчетов, бухгалтерской, статистической отчетности и другой необходимой документации, а также представления письменных аналитических справок. При этом следует учесть, что эта информация является внутренней и требует дополнительной выборочной проверки на достоверность;
требовать от руководства ревизуемого подразделения проведения внеочередных полных и выборочных инвентаризаций материальных ценностей, денежных средств и расчетов, контрольных обмеров объемов выполненных строительных, монтажных и ремонтных работ, запусков сырья, материалов и незавершенной продукции в производство и т.д.; получать от должностных и материально ответственных лиц ревизуемых подразделений письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизии. При выявлении обстоятельств, требующих дополнительного изучения, вносить предложения руководителям ревизуемого подразделения о проведении служебной проверки;
запрашивать на стадии подготовки к проведению ревизии (проверки) от управлений и служб ФСИН России копии документов, связанных с осуществлением финансовых, хозяйственных операций и договорной работы ревизуемого подразделения;
привлекать, в случае необходимости и по согласованию с руководителем ФСИН России, для участия в проведении ревизии (проверки) специалистов ревизуемого подразделения УИС, а для получения профессиональных заключений по специфическим вопросам -экспертов, не состоящих в штатах ревизуемого подразделения.
Ревизор несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия ревизора могут быть обжалованы руководителю контрольно-ревизионного группы, службы (аппарата) в письменном виде с указанием мотивированных причин обжалования. Подача жалобы не приостанавливает выполнение предписания на проведение ревизии и предложений ревизора.
Действия руководителя ревизионной бригады могут быть обжалованы в вышестоящую службу ФСИН России в письменном виде с указанием мотивированных причин обжалования. Подача жалобы не приостанавливает выполнение предписания на проведение ревизии.
Работники (сотрудники) ФСИН России, привлекаемые для проведения ревизий и проверок по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, по поручению руководителя подразделения, назначившего ревизию или проверку, выполняют обязанности, пользуются правами и несут ответственность ревизора в полном объеме.
8. Организация, подготовка и порядок проведения
ревизии (проверки)
При подготовке к проведению ревизии (проверки) ревизор изучает изменения, внесенные в нормативные документы, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность ФСИН России, знакомится с имеющимися в ревизуемом подразделении ФСИН России бухгалтерскими и статистическими отчетами, актами предыдущих ревизий (проверок), заключениями по ним, информацией о выполнении предложений по материалам ревизий (проверок), другими документами, связанными с финансово-хозяйственной и служебной деятельностью ревизуемого подразделения.
На проведение ревизии (проверки) в каждом случае ревизорам, назначенным для ее проведения, выдается предписание за подписью руководителя соответствующего подразделения ФСИН России, имеющего в штатах ревизионную службу, на право ее проведения с указанием ревизуемого периода и срока проведения ревизии (проверки), в котором может оговариваться право ревизора на привлечение к отдельным проверкам работников ревизуемого подразделения.
По требованию должностных лиц ревизуемого подразделения ФСИН России ревизор обязан предъявлять к проверке служебное удостоверение установленного образца сотрудника ФСИН России, предписание на проведение ревизии (проверки).
В случаях, предусмотренных утвержденными планами проведения документальных ревизий, проверок или проверок по распоряжению руководителя, имеющего в штатах ревизионную службу, формируется ревизионная группа, старший группы согласовывает персональный состав работников, привлекаемых для проведения ревизии (проверки).
Старшим ревизионной группы (ревизором) исходя из инструкции по проведению ревизии (утвержденного служебного задания) составляется конкретный план проведения ревизии (проверки), в котором указываются объекты и периоды проверки, привлеченные исполнители и сроки выполнения.
После изучения на месте особенностей финансово-хозяйственной, производственной деятельности и данных бухгалтерской отчетности, а также исходя из вскрытых в процессе ревизии (проверки) нарушений старший ревизионной группы (ревизор) вправе вносить в план соответствующие изменения.
Руководитель, курирующий деятельность контрольно-ревизионной службы, проводит инструктаж ревизоров, направляемых на ревизию (проверку), проверяет их готовность к работе, обращает внимание на особенности ревизуемого подразделения и перечень вопросов, подлежащих внимательной проверке, способ проведения ревизии, сроки сообщения руководству о промежуточных результатах ревизии (проверки).
Руководитель ревизионной группы распределяет членов комиссии с учетом их профессиональных качеств и должностных уровней по конкретным участкам работы, а также производит инструктирование об их обязанностях, порядке взаимодействия, о намечаемых к проверке структурных службах и подчиненных ревизуемому подразделению учреждениях. На проверку кассовых и банковских операций во всех случаях назначаются штатные ревизоры контрольно-ревизионных служб.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
По прибытии в подлежащее ревизии подразделение руководитель ревизионной группы (ревизор) представляет руководителю подразделения ее членов, а также информирует его о порядке и сроках проведения ревизии (проверки), рассмотрения и согласования материалов ревизии по завершении ревизии (проверки); знакомит руководителя ревизуемого подразделения с перечнем подчиненных ему учреждений, намеченных к ревизии или проверке по отдельным вопросам; согласовывает привлечение к проверкам соответствующих работников ревизуемого подразделения и подчиненных ему структурных подразделений. Определяет совместно с руководителем ревизуемого подразделения список начальников соответствующих служб, ответственных за представление запрашиваемой документации, справок, объяснений, а также режим работы служб на период ревизии (проверки).
Ревизор в процессе работы определяет, к каким вопросам проверки финансово-хозяйственной деятельности привлекаются указанные работники, за исключением проверки кассовых и банковских операций.
После представления и согласования порядка работы руководитель ревизионной группы (ревизор) производит проверку кассы, а в необходимых случаях материальных ценностей, хранящихся на складах в хранилищах. При необходимости в период проведения документальной ревизии ревизор может производить повторные проверки кассы и инвентаризации.
Руководитель ревизионной группы (ревизор) лично изучает имеющиеся в подразделении акты ревизий, проверок, проведенных соответствующими контролирующими органами в пределах полномочий, установленных законом, а также материалы внезапных проверок наличия денежных средств, ценностей, инвентаризаций товарно-материальных ценностей и имущества.
Руководитель ревизионной группы (ревизор) самостоятельно определяет способ, формы и методы проведения ревизии (проверки), объем выборки и перечень проверяемых первичных документов при выборочном способе проверки в зависимости от объема и характера проверяемых операций. При этом выборка должна быть представительной и носить системный характер. В акте ревизии (проверки) указывается, какой конкретно объем первичных документов и за какой период проверен выборочно.
В тех случаях, когда выборочной проверкой выявлены факты серьезных нарушений и недостатков, злоупотреблений должностных лиц, ревизор производит проверку документов сплошным способом за весь ревизуемый период, а также за период, охваченный предыдущей ревизией, но не менее чем за три месяца, и отражает в акте ревизии (проверки) эти нарушения с указанием, когда и кем проводилась предыдущая ревизия.
Кассовые и банковские документы проверяются только сплошным методом.
При сплошном способе ревизор проверяет все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Аналогично проверяются и другие участки деятельности ревизуемого подразделения, если это предусмотрено служебным заданием, постановлением органов дознания, прокуратуры, следствия или арбитражного суда.
С целью проверки достоверности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, ревизор, при необходимости, организует проведение встречных проверок в учреждениях и организациях, в т.ч. кредитных, расположенных в других городах, субъектах Российской Федерации. При этом старший группы (ревизор) обращается к руководителю подразделения, назначившего ревизию, который обеспечивает проведение встречных проверок, и направление материалов ревизионной группе (ревизору), по просьбе которой проведены проверки. В целях проведения встречных проверок ревизор может обратиться с соответствующим запросом в органы внутренних дел, налоговые и таможенные органы и др.
По выявленным нарушениям ревизор получает от должностных и других, в т.ч. материально ответственных, лиц ревизуемого подразделения соответствующие справки, составленные на основании имеющихся документов, а также письменные объяснения, копии или выписки из документов, относящихся к установленным фактам нарушений (счетов, ведомостей, ордеров, писем, приказов и других документов).
При выявлении нарушений в правильности заполнения всех реквизитов бухгалтерского документа, придающих ему юридическую силу, наличии не оговоренных исправлений и подчисток в тексте и цифровых данных, сомнении в подлинности подписей должностных и материально ответственных лиц ревизор истребует личное подтверждение соответствующего работника или вносит предложение о проведении графологической экспертизы в установленном законом порядке.
В случаях установления ревизором фиктивных документов, совершения подлогов и т.д. изъятие таких документов производится в установленном порядке с отражением в делах акта и копий или описей изъятых документов.
При установлении фактов нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений должностных лиц ревизор устанавливает размер причиненных убытков и недостач, причины нарушений, должностных и иных лиц, по вине которых совершены нарушения, и принимает меры к взысканию убытков в установленном порядке.
При серьезных нарушениях в ведении бухгалтерского учета или утрате оправдательных документов, книг и других регистров учета в ревизуемом подразделении или на его объекте ревизор письменно ставит в известность руководителя ревизуемого подразделения, принимает меры к назначению последним служебного расследования, розыску утраченных финансовых документов, информирует об этом начальника подразделения, назначившего ревизию.
Руководитель ревизуемой организации обязан:
создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы ревизии;
предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т.д.;
обеспечить ревизоров необходимым автотранспортом в служебных целях;
обеспечить сохранность переданных ревизорам документов, материалов.
В случае отказа работниками (сотрудниками) ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения других препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы, а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа, доводит об этих фактах информацию до руководства ФСИН России.
9. Оформление материалов ревизии
Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем обревизованного подразделения, главным бухгалтером (начальником финансовой службы).
Руководитель, главный бухгалтер (начальник финансовой службы) обревизованного подразделения не вправе отказаться от подписания акта. Обоснованные возражения по акту или по отдельным его вопросам он излагает перед своей подписью, либо прилагает к акту ревизии.
Акт ревизии (проверки) контрольно-ревизионной инспекции ОИУ ФСИН России составляется в трех экземплярах: первый экземпляр с приложениями и второй экземпляр направляются директору ФСИН России; третий экземпляр с копиями приложений остается в проверенном учреждении или органе ФСИН России.
Акт ревизии (проверки) контрольно-ревизионных служб территориальных органов ФСИН России составляется в двух экземплярах: первый экземпляр с приложениями направляется начальнику территориального органа ФСИН России, назначившему ревизию (проверку); второй экземпляр с копиями приложений остается в проверенном учреждении УИС.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.
При передаче материалов ревизии (проверки) органам дознания, прокуратуры, следствия, судебным органам в делах контрольно-ревизионной службы остаются копии акта ревизии, объяснений должностных лиц, основных документов, подтверждающих указанные в акте злоупотребления и нарушения, документ (письмо), подтверждающее их передачу.
В акте отражаются только проверенные ревизором и документально обоснованные факты по вопросам, которые перечислены в утвержденном задании на проведение ревизии (проверки) в порядке, определенном инструкцией по ее проведению. При их изложении должна быть соблюдена объективность, ясность и точность описания со ссылкой по каждому факту на нарушение соответствующих нормативных актов с указанием размера нанесенных убытков, должностных лиц, допустивших эти нарушения. Акт не должен содержать оценку (квалификацию) деятельности и действий должностных, а также материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте ревизии не должны даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации и квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
Отражение в акте нарушений и недостатков, выявленных предыдущими ревизиями, допустимо лишь в тех случаях, когда эти нарушения и недостатки не были устранены или носят систематический характер.
При изложении фактов нарушений излагается только главное, что характеризует нарушение конкретных нормативных документов. Однородные недостатки и нарушения группируются в соответствующем разделе акта или в приложении к нему. Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в акт ревизии (проверки) в кратком изложении со ссылкой на приложения. К акту прилагаются аналитические таблицы и копии документов, подтверждающих вскрытые ревизией нарушения, акт проверки кассы и кассовых операций.
В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты, или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт или справка подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса плана ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
Приложения к акту ревизии (проверки), подтверждающие нарушения, составляются и подписываются ревизором и работниками ревизуемого подразделения (учреждения), а аналитические справки информационного характера составляются и подписываются ответственными работниками ревизуемого подразделения, учреждения, службы.
Ревизор по результатам ревизии (проверки) за своей подписью подготавливает предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием реальных сроков выполнения и ответственных служб. Предложения представляются руководителю обревизованного подразделения одновременно с актом ревизии (проверки). Предложения должны быть разработаны в порядке пунктов акта. Последним указывается срок представления донесения в подразделение, назначившее ревизию.
По фактам нарушений, допущенных в результате распоряжений руководства подразделения, назначившего ревизию (проверку), или других инстанций, ревизор представляет отдельную докладную записку руководителю этого подразделения, которая впоследствии с соответствующими резолюциями и мерами по устранению таких нарушений приобщается к акту ревизии (проверки).
Структура акта должна соответствовать последовательности, определенной инструкцией по проведению ревизии, а его построение следующему порядку:
опись документов, включенных в акт ревизии или проверки;
сопроводительное письмо о направлении экземпляра акта ревизии или проверки руководителю подразделения, назначившего ревизию;
предписание на проведение ревизии или проверки, утвержденное руководителем их назначившим;
задание на проведение ревизии или проверки подразделения ФСИН России (только в экземпляре, направляемом руководителю службы, назначившему ревизию или проверку);
акт ревизии (проверки) финансово-хозяйственной, внебюджетной и производственной деятельности подразделения с предложениями ревизора по устранению недостатков и нарушений;
справка о выявленных финансовых нарушениях, подписанная начальником, главным бухгалтером проверенного подразделения и ревизором, проводившим ревизию (проверку), заполненная в двух экземплярах, один из которых остается в проверенном учреждении или органе ФСИН России;
приложения к акту ревизии или проверки подразделения;
объяснительная записка руководства обревизованного подразделения по материалам ревизии или проверки с заключением ревизора по обоснованности возражений, отраженных в этой записке, если таковые имели место;
копия протокола решения коллегии, совещания при руководителе обревизованного подразделения по результатам и материалам ревизии или проверки;
копия приказа по подразделению о мерах, направленных на устранение упущений и недостатков, вскрытых ревизией или проверкой, с утверждением соответствующего плана мероприятий.
Перечисленные материалы обязательно сшиваются и в двухдневный срок направляются руководителю подразделения, назначившему проведение ревизии (проверки).
В случае направления акта ревизии (проверки) органам дознания, прокуратуры, следствия и в судебные органы, а также материалов ревизий и проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной, внебюджетной и производственной деятельности по постановлениям и запросам указанных органов акты (материалы) должны содержать письмо, в котором излагается суть нарушения соответствующих законодательных актов и нормативных документов, размер убытков, перечень виновных лиц. К акту прилагаются только подлинные документы, подтверждающие убытки, объяснения должностных и материально ответственных лиц.
Опись изъятых подлинных документов, подписанная ревизором, главным бухгалтером, прилагается ко всем экземплярам актов, материалов проверок.
10. Реализация материалов ревизии
Ревизор начинает реализацию материалов ревизии (проверки) в ходе работы по мере выявления нарушений и недостатков, получения промежуточных актов и соответствующих документов, подтверждающих наличие убытка и недостач. При этом ревизор информирует о них руководителя ревизуемого подразделения для принятия безотлагательных мер к их устранению, проведению служебных расследований (проверок), привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению причиненного ущерба в установленном законодательством порядке. В случаях устранения недостатков в ходе ревизии (проверки) в акте делается запись - "устранено в ходе ревизии" - с указанием суммы взысканного ущерба или недостач.
В случаях, когда имеются основания для передачи по представлению ревизора материалов ревизии (проверки) в органы предварительного следствия или прокуратуры, руководством ФСИН России (соответствующего территориального органа ФСИН России) решается вопрос о временном отстранении от работы виновных должностных и материально ответственных лиц, а также принимаются меры к предъявлению к виновным лицам исков о возмещении причиненных убытков в установленном порядке.
Руководитель подразделения, назначивший ревизию (проверку), не позднее одного месяца по получении акта ревизии (проверки) рассматривает представленные материалы совместно с проектом заключения (приказа) о ее результатах, подтверждает к исполнению предложения по акту ревизии (проверки), а при необходимости вносит в них соответствующие коррективы, в том числе по срокам представления донесения, о чем письменно сообщает руководителю обревизованного подразделения. В необходимых случаях руководитель принимает решение об усилении принятых во время ревизии (проверки) на месте мер дисциплинарной и материальной ответственности, отменяет ранее принятые руководством подразделения, в котором проведена ревизия (проверка), решения с изданием соответствующего приказа.
Руководитель проверенного территориального органа обязан в установленный срок представить донесение в контрольно-ревизионную инспекцию ОИУ ФСИН России о выполнении требования приказа и предложений по акту ревизии (проверки), а также о результатах проведенных ими мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. Донесение подписывают руководитель территориального органа и главный бухгалтер.
Территориальные органы ФСИН России, имеющие контрольно-ревизионные службы:
осуществляют контроль за устранением вскрытых ревизией (проверкой) недостатков и нарушений в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности, а также достоверности сведений в представляемых донесениях о выполнении предложений; при выявлении фактов недостач, растрат, хищений (далее - недостачи, хищения), повлекших причинение материального ущерба на сумму более 50 минимальных размеров оплаты труда, направляют в пятидневный срок после окончания ревизии или проверки (или получения донесения об этом) сообщение в ФСИН России по следующей схеме:
а) полное наименование подразделения, в котором выявлены недостача, хищение;
б) материально ответственные лица, у которых выявлены недостачи, хищения (Ф.И.О., пол, возраст, образование, должность, специальное звание, стаж работы, привлекались ли к ответственности);
в) сумма причиненного материального ущерба и из чего она складывается;
г) способы совершения хищений, как образовалась недостача, на протяжении какого периода они имели место, каким образом маскировались;
д) кем, когда и каким методом выявлены злоупотребления;
ж) обстоятельства, причины и условия, а также конкретные лица, способствовавшие совершению злоупотреблений;
з) кто руководитель, главный бухгалтер данного подразделения;
и) какие приняты меры к возмещению материального ущерба, привлечению виновных лиц к ответственности;
к) мероприятия по предупреждению недостач, хищений, бесхозяйственности, устранению причин и условий, их порождающих.
11. Ведение учета результатов ревизий и выполнения
предложений по актам документальных ревизий (проверок)
Контрольно-ревизионные подразделения территориальных органов ФСИН России ведут самостоятельно учет результатов ревизий (проверок) и хода выполнения предложений по актам ревизий (проверок), представляют в ФСИН России статистическую отчетность в соответствии с установленными требованиями, а также представляют соответствующую информацию согласно приложениям к настоящему Положению в установленные сроки, обеспечивают оперативное управление работой по устранению и профилактике финансовых нарушений в подчиненных подразделениях и отвечают за полноту информации, представляемой в ФСИН России.
Контрольно-ревизионные органы систематически изучают и обобщают материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносят предложения о совершенствовании системы ведомственного финансового контроля.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данным Положением, работники контрольно-ревизионных органов обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
< 1 > Кроме проверок устранения ранее выявленных финансовых нарушений.
Приложение N 1
к Положению
┌───┬───────────┬───────────┬──────────┬───────────────────────┬──────────┐ │ N │ N │Содержание │ Срок │ Принятые меры │ Дата │ │п/п│предложений│предложения│исполнения│(с указанием первичных │исполнения│ │ │ │ │ │ документов, по │ │ │ │ │ │ │которым возмещен ущерб)│ │ └───┴───────────┴───────────┴──────────┴───────────────────────┴──────────┘Приложение N 2
к Положению
┌───┬───────────────┬───────────┬───────────┬─────────────┬───────────────┐ │ N │Шифр нарушения │ Всего │ Возмещено │ Возмещено │ N первичного │ │п/п│ по Справке │ выявлено │ в период │ после │ документа, │ │ │ о выявленных │(тыс. руб.)│ ревизии │ ревизии │ по которому │ │ │ финансовых │ │(тыс. руб.)│ (тыс. руб.) │возмещен ущерб │ │ │ нарушениях │ │ │ │ │ └───┴───────────────┴───────────┴───────────┴─────────────┴───────────────┘Приложение N 3
к Положению
СВЕДЕНИЯ
о проведенных проверках органами
государственного финансового контроля в
______________________________________
(наименование территориального органа)
┌───┬───────┬──────────┬────────────┬──────────┬──────┬───────┬───────────┐ │ N │Дата │Ревизуемый│Наименование│Ревизуемый│Вид │Сумма │Информация │ │п/п│начала │ объект │проверяющей │ период │нару- │выяв- │ об │ │ │и окон-│ │организации │ │шения │ленных │устранении │ │ │чания │ │ │ │ │наруше-│недостатков│ │ │ревизии│ │ │ │ │ний │ < * > │ ├───┼───────┼──────────┼────────────┼──────────┼──────┼───────┼───────────┤ └───┴───────┴──────────┴────────────┴──────────┴──────┴───────┴───────────┘< * > С обязательным предоставлением копий приказов о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности.
Начальник
Главный бухгалтер
Приложение N 4
к Положению
Сведения
по материалам ревизий (проверок), переданным
в следственные органы и прокуратуру
┌───┬────────┬──────────────────────┬─────────────────────────────┬───────┬───────┐ │ N │Террито-│ Материалы направлены │ Реализация материалов │Коли- │Сумма │ │п/п│риальный│ в прокуратуру │ уголовного дела │чество │возме- │ │ │орган ├────────┬──────┬──────┼───────┬───────────┬─────────┤привле-│щенного│ │ │ФСИН │N и дата│ N и │сумма │возбуж-│закрыто, │уголовное│ченных │ущерба │ │ │России │ акта │ дата │ущерба│дено │отказано в │дело на- │к │ │ │ │ │ревизии,│ исх. │(тыс. │уголов-│возбужде- │ходится │ответ- │ │ │ │ │проверки│письма│руб.) │ное │нии уголов-│на рас- │ствен- │ │ │ │ │ │ │ │дело │ного дела │смотрении│ности │ │ └───┴────────┴────────┴──────┴──────┴───────┴───────────┴─────────┴───────┴───────┘Начальник контрольно-ревизионной службы