МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИКАЗ
от 19 апреля 2007 г. N 189
О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА
"ЛУЧШИЙ ПСИХОЛОГ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ"
В целях повышения эффективности деятельности психологической службы в работе с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, улучшения психологического обеспечения личного состава, распространения передового опыта, внедрения новых психологических технологий и расширения сферы профессионального общения психологов уголовно-исполнительной системы приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о конкурсе "Лучший психолог уголовно-исполнительной системы".
2. Начальникам территориальных органов УИС:
организовать во II квартале 2007 г. проведение первого этапа I конкурса, посвященного 15-летию создания психологической службы уголовно-исполнительной системы;
представить к 1 июля 2007 г. в управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России справки по итогам проведения первого этапа I конкурса, а также материалы на победителей.
3. Федеральному государственному образовательному учреждению "Межрегиональный учебный центр Федеральной службы исполнения наказаний" (Зайцев А.В.) обеспечить проведение второго этапа I конкурса, подготовить места проведения, материально-техническое оснащение, а также проработать вопросы размещения, питания и доставки участников к месту проведения конкурса.
4. Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (Попов В.В.) разработать практические задания, экзаменационные билеты и ответы на них.
5. Управлению социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными (Полозюк В.Л.), управлению кадров и профессионального образования (Ширшов С.Р.), управлению по работе с личным составом (Гонцов Б.В.) обеспечить участие своих представителей в проведении второго этапа I конкурса, а также организовать обобщение и распространение его результатов.
6. Федеральному государственному учреждению "Центр жилищно-коммунального хозяйства" Федеральной службы исполнения наказаний (Барков В.Д.) обеспечить изготовление дипломов, приобретение ценных подарков победителям второго этапа конкурса.
7. Контроль за исполнением Приказа возложить на исполняющего обязанности первого заместителя директора ФСИН России Э.В. Петрухина.
Директор
Ю.И.КАЛИНИН
Приложение
к Приказу ФСИН России
от 19 апреля 2007 г. N 189
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНКУРСЕ "ЛУЧШИЙ ПСИХОЛОГ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные цели и задачи проведения конкурса профессионального мастерства сотрудников психологической службы УИС (далее - конкурс), порядок организации и условия его проведения, критерии оценки участников.
2. Конкурс проводится среди сотрудников психологической службы исправительных учреждений и следственных изоляторов, управлений (отделов) по конвоированию, отделов специального назначения, уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов УИС.
3. Конкурс проводится в два этапа:
первый этап - на уровне территориальных органов УИС (в год проведения конкурса с апреля по июль включительно);
второй этап (заключительный) - на уровне ФСИН России 1 раз в 3 года (приурочивается к профессиональному празднику "День пенитенциарного психолога").
4. В заключительном этапе конкурса принимают участие победители первого этапа конкурса.
5. В территориальных органах УИС может организовываться и проводиться ежегодный конкурс "Лучший психолог территориального органа УИС".
II. Цели и задачи конкурса
6. Целью конкурса является совершенствование психологической работы с осужденными и личным составом.
7. Основные задачи конкурса:
выявление и распространение передового практического опыта психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, а также сотрудниками УИС;
развитие творческих способностей психологов, повышение их творческой активности и стремления к профессиональному росту;
выявление наиболее успешных и перспективных сотрудников психологической службы;
развитие и укрепление сотрудничества психологической службы УИС с научными, общественными, благотворительными и иными организациями;
повышение престижа психологической службы уголовно-исполнительной системы;
популяризация возможностей психологической службы в условиях пенитенциарных учреждений.
III. Руководство конкурсом и конкурсная комиссия
8. Общее руководство (подготовка к конкурсу, его проведение и подведение итогов) осуществляет конкурсная комиссия территориального органа УИС (на первом этапе), отдел психологической службы управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России (на втором этапе).
9. Задачи конкурсной комиссии:
осуществляет сбор заявок и конкурсных программ участников;
осуществляет просмотр и оценку конкурсных заданий;
готовит материалы на финалистов и направляет их в конкурсную комиссию следующего этапа конкурса;
организует процедуру награждения победителей конкурса;
организует распространение информации о конкурсе в средствах массовой информации;
осуществляет контроль за порядком проведения конкурса;
рассматривает конфликтные ситуации, возникшие в процессе проведения конкурса.
10. Состав комиссии первого этапа конкурса утверждается начальником территориального органа УИС, второго этапа - заместителем директора ФСИН России, курирующим вопросы организации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными.
11. Председателями конкурсных комиссий являются:
заместитель начальника территориального органа УИС, курирующий деятельность психологической службы (на первом этапе);
заместитель директора ФСИН России, курирующий деятельность управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России (на втором этапе).
12. В состав комиссии включаются сотрудники психологической службы, межрегиональных психологических лабораторий, кадрового, воспитательного аппаратов, преподаватели образовательных учреждений ФСИН России, ФГУ НИИ ФСИН России, представители общественных организаций.
Конкурсная комиссия первого этапа конкурса определяет одного победителя для участия во втором этапе конкурса.
IV. Участники конкурса
13. К участию в первом этапе конкурса допускаются сотрудники психологической службы подразделений территориальных органов УИС (сотрудники психологических служб, психологических лабораторий, психологи отделов специального назначения и психологи управлений (отделов) по конвоированию, уголовно-исполнительных инспекций, отделов охраны), образовательных учреждений ФСИН России.
14. Требования к участникам конкурса.
К участию в конкурсе допускаются сотрудники психологической службы, имеющие высшее психологическое образование или иное высшее образование и прошедшие переподготовку (обучающиеся по специальности "Психология"); практический опыт работы в соответствующей должности не менее двух лет; не имеющие взысканий в течение года.
Обязательным условием является заявка сотрудника на участие в конкурсе.
V. Порядок предоставления заявки на участие в конкурсе
15. Для участия в первом этапе конкурса участник не менее чем за месяц до его проведения предоставляет в конкурсную комиссию следующие документы:
личное заявление на участие в конкурсе с приложением фотографии 4 см х 6 см в форменной одежде;
творческую работу (описание практического опыта использования психотехнологий в работе с осужденными и (или) личным составом и т.д.);
отчет о результатах деятельности за последний год, утвержденный начальником учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы.
Перед проведением первого этапа конкурса конкурсная комиссия организует и проводит зачеты по огневой и физической подготовке < 1 > .
< 1 > Приказ Минюста России "Об утверждении Положения о конкурсах профессионального мастерства сотрудников уголовно-исполнительной системы" от 26 апреля 1999 г. N 74.
16. Для участия во втором этапе конкурса конкурсная комиссия территориального органа УИС до 1 августа направляет в адрес управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России:
заявку на участие в конкурсе профессионального мастерства "Лучший психолог уголовно-исполнительной системы" (форма прилагается);
материалы, отражающие результаты прохождения конкурса в территориальном органе УИС (итоговую ведомость первого этапа конкурса);
ведомость сдачи зачетов по огневой и физической подготовке;
творческую работу участника (описание положительного опыта, организация его внедрения);
иные сведения, характеризующие деятельность психолога;
видео-, аудиоматериалы (продолжительностью не более 15 минут), фотографии.
Все документы представляются отпечатанными на компьютере на стандартных листах формата А-4 (объемом не более 10 машинописных страниц) и в электронном виде. Видеоматериалы - на CD-R, CD-RW дисках.
VI. Проведение и критерии оценки участников конкурса
17. На первом этапе конкурса (в территориальном органе УИС) оцениваются:
знание нормативных документов, регламентирующих деятельность психологической службы;
степень владения современными методиками работы с осужденными и личным составом.
Первый этап включает в себя три тура:
1 тур - экзамен.
2 тур - защита творческой работы.
Критерии оценки творческой работы:
уровень научно-методического анализа конкурсантом своей системы, концепции, психотехнологии; опыт их использования и эффективность применения;
уровень раскрытия конкурсантом творческого замысла;
уровень показа путей модернизации и совершенствования имеющихся разработок и технологий.
3 тур - видеопрезентация фрагмента тренинга, индивидуального или группового психокоррекционного занятия (продолжительностью не более 15 минут).
Оценивается содержание применяемых методик и технологий, новых приемов и подходов в организации и проведении психокоррекционных мероприятий.
По каждому показателю определяются числовые значения по 5-балльной системе. Итоговая оценка получается в результате суммирования числовых значений в столбцах по всем оценочным показателям, поделенным на количество показателей.
При равенстве итоговых оценок у двух или более конкурсантов преимущество отдается участнику, имеющему лучшие результаты в профессиональной и служебной деятельности.
17.1. Описание процедуры проведения первого этапа конкурса.
1 тур.
Участники получают конверты с билетами. Билеты включают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть представляет собой два вопроса, на которые необходимо ответить устно.
Практическая часть - сырые материалы психодиагностических обследований осужденных и сотрудников. Методики, использованные при обследовании, могут быть как стандартизированными, так и проективными. Задача: написать на их основании психологический портрет.
Помимо заданий в конверте находится идентификационный номер, который каждый участник забирает себе (номер на конверте соответствует вложенному внутрь). Участник конкурса сдает конверт в закрытом виде.
Члены конкурсной комиссии коллегиально оценивают качество выполнения заданий анонимного конкурсанта, зная только его номер. В итоге каждый номер получает суммарную оценку за теоретическую и практическую части билетов по 5-балльной шкале.
По завершении первого тура конкурса сообщается, какие именно номера допускаются во второй тур, и объявляются участники второго тура.
2 тур.
Конкурсант защищает свою творческую работу перед членами конкурсной комиссии и всеми остальными психологами, в том числе и выбывшими из первого тура. Задача каждого члена конкурсной комиссии - оценить работу конкурсанта по предложенным критериям по 5-балльной шкале, после чего подсчитывается средняя оценка каждого конкурсанта (путем определения среднего арифметического значения).
3 тур.
Участник демонстрирует видеозапись фрагмента тренинга, индивидуального или группового психокоррекционного занятия.
Оценивается содержание применяемых методик и технологий, новых приемов и подходов в организации и проведении психокоррекционных мероприятий.
При равенстве итоговых оценок у двух или более конкурсантов преимущество отдается участнику, имеющему лучшие результаты в профессиональной и служебной деятельности.
18. Второй этап конкурса проводится в три тура:
1 тур - заочный конкурс представленных конкурсными комиссиями материалов на финалистов первого этапа конкурса.
Осуществляется заочно на основе направленных территориальными органами УИС материалов на финалистов первого этапа конкурса.
Оценка данного тура осуществляется конкурсной комиссией второго этапа по 5-балльной шкале. Во втором и третьем турах участвуют не более 30 участников, прошедших 1 тур.
2 тур - очный конкурс творческих работ.
Участник конкурса публично представляет свой профессиональный опыт путем видеопрезентации фрагмента тренинга, индивидуального или группового психокоррекционного занятия (продолжительностью не более 15 минут).
Оценка осуществляется по следующим критериям (по 5-балльной системе по каждому критерию):
научно-методическая и практическая ценность опыта;
актуальность представленного опыта;
уровень профессиональной компетентности;
уровень владения современными психотехнологиями;
умение аргументированно раскрыть содержание опыта;
уровень и качество обоснования инновационных идей, представленных в творческой работе;
уровень научно-методического анализа конкурсантом своей системы, концепции, психотехнологии. Опыт их использования и эффективность применения;
уровень раскрытия конкурсантом степени новизны своего творческого замысла.
3 тур - очный конкурс практических заданий (решение практических ситуаций в деятельности пенитенциарного психолога).
Оценка осуществляется по следующим критериям (по 5-балльной системе по каждому критерию):
теоретическое обоснование предложенного решения;
эффективность предложенного решения;
умение находить варианты разрешения ситуации.
VII. Итоги конкурса и награждение победителей
19. Все конкурсные задания оцениваются конкурсными комиссиями по 5-балльной шкале.
20. Результаты туров подсчитываются комиссиями и объявляются публично.
21. По итогам первого этапа конкурса комиссия определяет трех победителей, которые поощряются начальником территориального органа УИС. Участнику, занявшему 1 место, присваивается звание "Лучший психолог территориального органа УИС". Он участвует во втором этапе конкурса. Участники, занявшие 2 и 3 места, награждаются начальником территориального органа УИС. В случае болезни победителя для участия во втором этапе конкурса направляется сотрудник, занявший 2 место.
22. По итогам проведения второго этапа конкурса комиссия определяет трех победителей.
Участнику, занявшему 1 место, присуждается звание "Лучший психолог уголовно-исполнительной системы ____ года", он награждается дипломом первой степени и денежной премией в размере трех окладов денежного содержания.
Участник, занявший 2 место, награждается дипломом второй степени и денежной премией в размере двух окладов денежного содержания.
Участник, занявший 3 место, награждается дипломом третьей степени и денежной премией в размере одного оклада денежного содержания.
23. Участникам второго этапа конкурса, не занявшим призовые места, вручаются благодарственные письма и памятные подарки.
24. Награждение победителей заключительного этапа осуществляется за счет сметы уголовно-исполнительной системы и, как правило, приурочивается ко дню профессионального праздника "День пенитенциарного психолога".
25. По итогам конкурса издаются буклет и сборник положительного опыта.
26. Итоги конкурса освещаются в ведомственных изданиях и на странице психологической службы на сайте ФСИН России в сети Интернет.
Приложение
к Положению
ЗАЯВКА
на участие в конкурсе профессионального мастерства
"Лучший психолог уголовно-исполнительной системы"
Ф.И.О., должность, звание _________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Образование _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Повышение квалификации, в том числе наличие сертификатов на ведение конкретных видов работ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Служба в УИС ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Краткая характеристика участника конкурса Начальник учреждения _______________________________________ Ф.И.О., звание Начальник психологической службы ___________________________ Ф.И.О., звание С условиями конкурса ознакомлен, с участием в конкурсе согласен ___________________________________________________________________________ (Ф.И.О., подпись участника конкурса, дата)