МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 23-4/10/2-1088
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
N 10/1-598
ПИСЬМО
от 17 февраля 2010 года
О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ТРУДОВОГО УСТРОЙСТВА ОСУЖДЕННЫХ
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации о необходимости гуманизации уголовно-судебной практики ФСИН России осуществляется реформа существующей системы исполнения уголовных наказаний. В ближайшие годы уголовно-исполнительная политика претерпит значительные изменения в части порядка назначения и применения уголовных наказаний, введения их новых видов, дальнейшего совершенствования организации работы исправительных учреждений.
Обязательное привлечение осужденных к труду является одной из мер по реализации уголовно-исполнительной политики государства. Это позволяет им получить профессии или специальности, необходимые для дальнейшей социальной адаптации в обществе после отбытия срока наказания. Средства, заработанные осужденными, дают возможность погасить ущерб, нанесенный ими государству и гражданам, приобрести дополнительные продукты питания и предметы первой необходимости, оказать помощь семьям, решить свои материальные и бытовые проблемы в первое время после освобождения.
В настоящее время почти 70% осужденных не обеспечены постоянным оплачиваемым трудом. Выходя на свободу, эта категория населения, утратив трудовые навыки и мотивацию к труду, не имея постоянного источника дохода, может снова начать осуществлять преступную деятельность, что способствует росту рецидивной преступности и осложняет криминогенную обстановку в стране.
Вместе с тем работодателями на территории Российской Федерации на отдельные вакантные и вновь создаваемые рабочие места для осуществления трудовой и гражданско-правовой деятельности привлекаются иностранные работники.
Однако, по мнению Минздравсоцразвития России и ФСИН России, при рассмотрении предложений работодателей о необходимости привлечения на работу иностранных граждан не всегда учитываются имеющиеся в распоряжении уголовно-исполнительной системы трудовые ресурсы. Тем самым ущемляются интересы и законные права не обеспеченных трудом осужденных, из которых подавляющее большинство являются гражданами Российской Федерации. В первую очередь это осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях и имеющие право свободного передвижения вне колонии-поселения в пределах соответствующего административно-территориального образования.
Положительным опытом по трудоустройству осужденных на рабочие места, на которые предполагалось привлечение иностранных работников, является совместная работа ФСИН России и ОАО "Российские железные дороги" по трудоустройству осужденных на работах по ремонту и расчистке железнодорожного полотна, что позволило отказаться от использования почти тысячи иностранных работников. Многие из осужденных, принявших участие в этих работах, после освобождения остались работать на объектах железнодорожного транспорта.
Учитывая изложенное, Минздравсоцразвития России и ФСИН России полагают целесообразным:
провести работу по обеспечению взаимодействия территориальных органов ФСИН России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области занятости населения, по вопросу трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия в области занятости населения, и территориальным органам ФСИН России на регулярной основе проводить совместный анализ возможности замещения вакантных рабочих мест осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях;
территориальным органам ФСИН России направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области занятости населения, сведения о профессии, квалификации, специальности и опыте работы осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях и желающих осуществлять трудовую деятельность;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия в области занятости населения, регулярно предоставлять территориальным органам ФСИН России данные о вакантных и вновь создаваемых рабочих местах (в том числе тех, на которые предполагается привлекать иностранных граждан), на которые могут быть трудоустроены осужденные;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия в области занятости населения, доводить до сведения работодателей, обращающихся по вопросу подбора необходимых работников, информацию о возможности замещения рабочих мест осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях;
территориальным органам ФСИН России обеспечивать доставку осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, к месту работы и обратно, соблюдение условий безопасности в период выполнения осужденными работ (оказания услуг).
Отчет о результатах совместной работы просим ежеквартально предоставлять в Минздравсоцразвития России и ФСИН России.
Заместитель Министра
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
М.А.ТОПИЛИН
Директор Федеральной службы
исполнения наказаний
А.А.РЕЙМЕР