МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 января 2025 г. N 07-304
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
В соответствии с пунктом 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее соответственно - Правительственная комиссия, протокол) высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано провести анализ причин и условий, способствовавших росту тяжких и (или) особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних, по итогам анализа разработать и принять комплексы дополнительных мер, информацию о принятых мерах направить в Минпросвещения России.
В этой связи во исполнение подпункта 3.3 пункта 3 раздела I протокола Минпросвещения России направляет информацию по итогам анализа, проведенного в соответствии с пунктом 2 раздела I протокола, а также сведения о наиболее эффективных региональных практиках, направленных на профилактическую и воспитательную работу среди несовершеннолетних (не приводятся).
Ответственный секретарь
Правительственной комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав, директор
Департамента государственной
политики в сфере защиты прав
детей Минпросвещения России
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ
Приложение
АНАЛИЗ
СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, О НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ
И ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Правительственная комиссия, протокол) от 16 июля 2024 г. N 3пр Минпросвещения России проведен в соответствии с пунктом 2 раздела I протокола анализ сведений, представленных исполнительными органами субъектов Российской Федерации, о наиболее эффективных региональных практиках, направленных на профилактическую и воспитательную работу среди несовершеннолетних, реализуемых в регионах, по предупреждению тяжких, особо тяжких преступлений.
В ходе проведенного мониторинга изучена информация, поступившая из 61 субъекта Российской Федерации (республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Чувашская Республика, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский края, Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская и Ярославская области, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Москва, г. Санкт-Петербург), в которых по решению Правительственной комиссии профилактическая и воспитательная работа признана неудовлетворительной, и был зафиксирован рост тяжких (27 субъектов Российской Федерации) и особо тяжких (46 субъектов Российской Федерации) преступлений среди несовершеннолетних в 2023 году (пункт 1 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии от 16 июля 2024 г. N 3пр).
Субъектами Российской Федерации отмечается увеличение числа особо тяжких преступлений за счет роста количества преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, вовлечением подростков в мошеннические схемы с использованием банковских карт, преступлениями в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а также преступлениями, связанными с деятельностью телефонных мошенников.
Дополнительно сообщается о том, что по данным регионов, рост преступлений обусловлен многоэпизодностью деяний, косвенно зависит от периода направления в суд дел, учитывающих преступления прошлых лет, совершения преступлений на территории субъектов Российской Федерации лицами, проживающими на других территориях, посредством сети "Интернет".
В ходе проведенного анализа установлено, что основными причинами совершения несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений послужили: недостаточный контроль со стороны родителей (законных представителей) за времяпрепровождением подростков, отсутствие занятости, установок законопослушного поведения, подверженность негативному влиянию со стороны сверстников и взрослых лиц, а также низкий уровень правовой культуры несовершеннолетних, недостаточность знаний родителей и подростков о новых рисках и вызовах в подростковой среде, последствиях противоправного поведения.
По информации, представленной вышеназванными регионами, мероприятия по предупреждению тяжких, особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, проводятся в рамках государственных и региональных программ, межведомственных комплексов мер, межведомственных и (или) комплексных планов реализации дополнительных мер (мероприятий) и иных документов.
В субъектах Российской Федерации принимаются меры по повышению эффективности деятельности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), организации межведомственного взаимодействия, выявлению несовершеннолетних "группы риска", несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в целях оказания им помощи в обучении и воспитании детей, правового просвещения, обеспечения трудовой и досуговой занятости, эффективности взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних. Значимая часть мероприятий - это содействие занятости несовершеннолетних и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи, а также развитие дополнительного образования и молодежной политики.
Вопросы профилактики тяжких, особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, регулярно рассматриваются на заседаниях различных коллегиальных органов, в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном и муниципальном уровнях.
В субъектах Российской Федерации на постоянной основе для специалистов органов и учреждений системы профилактики проводятся семинары, совещания, научно-практические конференции по актуальным вопросам организации работы с несовершеннолетними по предупреждению совершения ими преступлений. Осуществляется повышение квалификации указанных специалистов, а также оказывается им организационно-методическая поддержка.
С целью принятия дополнительных мер по выстраиванию деятельности с основными целевыми категориями детей и молодежи, в том числе несовершеннолетними 10 - 14 лет, состоящими на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики, и вовлечения их в коллективно-полезную деятельность складывается практика включения сотрудников Общероссийского общественно-государственного движения "Российское движение детей и молодежи "Движение первых" в составы территориальных (муниципальных) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации были приняты следующие дополнительные меры профилактической работы, направленные на снижение тяжких, особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними:
- в Оренбургской области в целях предупреждения вреда здоровью несовершеннолетних в Законодательное собрание Оренбургской области внесены предложения о расширении перечня мест, в которых не допускается нахождение несовершеннолетних в вечернее и ночное время без законных представителей;
- в Ярославской области принят Закон Ярославской области от 5 июля 2024 г. N 34-з "О внесении изменений в Закон Ярославской области "О гарантиях прав ребенка в Ярославской области", согласно которому перечень мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей или негативно повлиять на их развитие, дополнен коммерческими объектами, предназначенными для реализации только табачной продукции, никотинсодержащей продукции, а также для реализации и (или) использования только кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции;
- в Новосибирской области с целью большего охвата несовершеннолетних, вовлеченных в дополнительное образование, вносятся изменения в Закон Новосибирской области от 4 декабря 2008 г. N 285-ОЗ "О физической культуре и спорте в Новосибирской области", предусматривающие выделение льготной категорий граждан в сфере физической культуры и спорта, - несовершеннолетние, состоящие на учете в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- в Московской области принято решение о разработке дополнительного функционала в информационной системе "Моя школа" путем дополнения механизмом автоматической передачи данных о пропусках уроков ребенком без уважительных причин и тенденциях по изменению успеваемости, а также алгоритмов реагирования на полученные данные по нескольким уровням риска;
- в Архангельской области в рамках деятельности в сфере кибербезопасности утвержден Комплекс дополнительных мер по профилактике тяжких и (или) особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних, включая ИТ-преступления и преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, на 2024 - 2025 годы, предусматривающий мероприятия по профилактике рисков, связанных с цифровой средой;
- во Владимировской области реализуется проект "Молодежная биржа труда", предусматривающий поиск работы и трудоустройство несовершеннолетних в каникулярный период;
- в Еврейской автономной области и Тамбовской области за несовершеннолетними "группы риска" закрепляются тьюторы, которые в летний период осуществляют сопровождение несовершеннолетних;
- в Омской области за несовершеннолетними закрепляются представители или "общественные воспитатели" из субъектов системы профилактики, которые проводят индивидуально-профилактическую работу (Закон Омской области от 3 декабря 2019 г. N 2207-ОЗ "Об общественных воспитателях несовершеннолетних в Омской области");
- в Республике Карелия разработаны методические рекомендации по организации работы территориальных органов внутренних дел по выявлению и разобщению на ранних стадиях формирования групп несовершеннолетних антиобщественной направленности, в том числе создаваемых в сети "Интернет".
Также в целях организации правового просвещения несовершеннолетних и их родителей (законных представителей): в Костромской области осуществляется работа межведомственных мобильных муниципальных лекторских групп; в Ростовской области привлекаются адвокаты и нотариусы для реализации проекта "Дни правового просвещения"; в Тамбовской области организована деятельность сети из 38 муниципальных опорных площадок по работе с детьми "группы риска"; в Новосибирской области открыты классы правоохранительной направленности.
В целом, отмечается разнообразие форм и способов ведения профилактической работы в деятельности органов и учреждений системы профилактики субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то, что эффективность представленных профилактических мер имеет отложенный временной характер, в 41 (67,2%) субъекте Российской Федерации, в котором проведен анализ, отмечается тенденция снижения тяжких, особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними (по состоянию на 1 октября 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом 2023 года):
- по тяжким преступлениям (18 регионов): Кабардино-Балкарская Республика (-60,0%), Республика Дагестан (-12,7%), Республика Крым (-38,6%), Республика Саха (Якутия) (-36,1%), Красноярский край (-4,3%), Вологодская область (-18,2%), Воронежская область (-35,4%), Ивановская область (-53,4%), Московская область (-13,3%), Новгородская область (-28,6%), Орловская область (-36,4%), Ростовская область (-8,5%), Рязанская область (-4,0%), Тверская область (-33,3%), Томская область (-30,9%), Тюменская область (-21,9%), Еврейская автономная область (-11,8%), г. Санкт-Петербург (-2,4%);
- по особо тяжким преступлениям (20 регионов): Республика Ингушетия (-100%), Республика Калмыкия (-100%), Республика Карелия (-57,9%), Республика Тыва (-33,3%), Забайкальский край (-47,3%), Ставропольский край (-67,6%), Амурская область (-58,3%), Архангельская область (-66,7%), Калужская область (-52,5%), Кировская область (-95,9%), Ленинградская область (-60,0%), Мурманская область (-52,2%), Новосибирская область (-20,2%), Оренбургская область (-26,7%), Пензенская область (-12,5%), Псковская область (-70,0%), Самарская область (-76,2%), Саратовская область (-1,8%), Тульская область (-28,6%), Ямало-Ненецкий автономный округ (-59,3%);
- одновременно количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось в трех регионах: в Республике Северная Осетия - Алания (-22,2%, -55,6% соответственно), Пермский край (-26,2%, -77% соответственно), Приморский край (-9,5%, -21,4% соответственно).
При анализе эффективных практик, направленных на профилактическую и воспитательную работу среди несовершеннолетних, учтены результаты Всероссийского конкурса региональных моделей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2024 год (далее - Всероссийский конкурс). Во Всероссийском конкурсе приняли участие исполнительные органы, обеспечивающие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации.
По итогам экспертной оценки направляем для сведения и учета в работе региональные практики, признанные лучшими по номинациям Всероссийского конкурса:
1) лучшая региональная модель системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) лучшая региональная модель профилактики зависимого (аддиктивного) поведения несовершеннолетних - Управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области;
3) лучшая региональная модель профилактики угроз и опасного поведения несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - Управление региональной безопасности Белгородской области.
Заместитель директора
Департамента государственной
политики в сфере защиты прав детей
Минпросвещения России
Ю.А.КОСТЫРЯЧЕНКО