ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПИСЬМО
от 20 января 2009 г. N 12/01-450-АП
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ
СПРАВОК О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
НАД ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ПРОИЗВОДСТВАМИ В ОТНОШЕНИИ КРУПНЕЙШИХ
ДОЛЖНИКОВ-ОРГАНИЗАЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ НАХОДЯЩИМИСЯ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
При изучении аналитических справок, направленных территориальными органами ФССП России в центральный аппарат ФССП России, о результатах работы за 2008 г. с крупнейшими должниками-организациями, в том числе в рамках исполнительных производств, находящихся на федеральном и территориальном контроле в соответствии с требованиями Приказа Минюста России от 23.05.2001 N 156, установлено следующее.
Согласно поручению ФССП России от 04.09.2008 N 12/01-11667-СВС обзорная информация должна содержать анализ эффективности работы территориального органа ФССП России и проблем, возникающих в ходе совершения исполнительных действий.
Управлениями ФССП России по Волгоградской, Ростовской, Владимирской, Московской, Воронежской, Самарской областям, Хабаровскому, Пермскому краям, по Чеченской Республике при подготовке аналитических справок по итогам работы за 2008 г. по данному направлению учтены и выполнены все замечания и указания, содержащиеся в поручении от 04.09.2008 N 12/01-11667-СВС. Представленная информация позволяет объективно проанализировать эффективность принимаемых мер и в случае необходимости разработать план действий по исполнительным производствам, в рамках которых возникают сложности при совершении исполнительных действий.
Однако не все территориальные органы ФССП России в полной мере исполнили указанное поручение. Информация, представленная управлениями ФССП России по Москве, Республике Северная Осетия - Алания, Еврейской автономной области, Тамбовской, Смоленской, Орловской, Новосибирской, Ленинградской областям, Республике Марий Эл, не отражает в полной мере ситуацию, сложившуюся при исполнении судебных решений и актов специально уполномоченных органов, не содержит результатов проводимых мер, проблем, возникающих при совершении исполнительных действий, и их причин.
При таких обстоятельствах не представляется возможным качественно проанализировать результаты работы территориальных органов ФССП России по данному направлению и разработать эффективный комплекс мер, направленных на скорейшее и полное исполнение требований исполнительных документов.
В связи с этим необходимо при подготовке аналитических справок учитывать следующие обязательные положения:
1. На основании какого распорядительного документа (приказ, поручение) руководства ФССП России и (или) в соответствии с какими нормативными документами подготовлен обзор/анализ.
2. Период работы ФССП России, по результатам которого подготовлена аналитическая справка.
3. Аналитические и статистические данные необходимо указывать в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
4. Аналитическая справка должна содержать выводы и причины изменений после каждого приведенного факта:
- увеличение или снижение статистических показателей;
- нарушения, выявленные в действиях судебных приставов-исполнителей;
- проблемы, возникающие при исполнении исполнительных документов, их причины (субъективные и объективные);
- наиболее яркие примеры и пр.
5. В обзоре/анализе в обязательном порядке должна прослеживаться роль главного судебного пристава субъекта Российской Федерации в работе по данному направлению деятельности.
6. Нарушения законодательства об исполнительном производстве должны указываться четко, с перечнем номеров статей и подзаконных актов, инструкций, приказов и распоряжений. Также должны указываться виновные в нарушениях должностные лица и меры, принятые в отношении них.
7. Необходимо указать причины установленных нарушений, которые могут быть субъективными (по вине судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава и из-за ненадлежащего контроля со стороны главного судебного пристава субъекта Российской Федерации) или объективными (ввиду непреодолимых обстоятельств, решений судов, социально-экономического и политического состояния субъекта Российской Федерации).
8. Проанализировать эффективность принимаемых руководством территориального органа ФССП России мер по устранению нарушений законодательства об исполнительном производстве, указать результаты принятых мер.
9. Определить виновных должностных лиц (ответственные за данное направление работники аппарата Управления территориального органа, старшие судебные приставы, судебные приставы-исполнители).
10. Если причины негативной ситуации носят в основном субъективный характер, необходимо разработать комплекс мер, направленных на устранение выявленных недостатков, а именно:
- заслушивание старших судебных приставов подразделений территориального органа ФССП России при главном судебном приставе соответствующего субъекта Российской Федерации;
- направление в подразделение территориального органа ФССП России комиссии аппарата управления для выяснения ситуации на месте, принятия соответствующих мер и осуществления надлежащего контроля;
- разработка плана действий судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, поставленному на федеральный, территориальный контроль, с указанием сроков и ответственных лиц;
- обращение в центральный аппарат ФССП России по наиболее сложным вопросам, возникающим при исполнении исполнительных документов, в том числе в отношении должников - стратегических предприятий;
- представление мотивированных ходатайств в центральный аппарат ФССП России с просьбой направить соответствующие письма в различные ведомства и государственные органы, компетентные оказывать содействие при решении проблем в ходе исполнительных действий (ФНС России, Минобороны России, Росимущество, администрации и главы субъектов Российской Федерации и пр.).
При наличии объективных причин указываются принятые в рамках исполнительных производств меры, адекватные сложившейся ситуации.
Также при подготовке аналитических справок необходимо учитывать, что хронологическое перечисление действий судебных приставов-исполнителей по исполнительным производствам, поставленным на федеральный и территориальный контроль, перечисление выявленных нарушений и указание мер общего характера не является аналитическим обзором результатов работы и приводит к необоснованному увеличению объема документа.
При наличии положительных результатов в ходе принятия территориальным органом ФССП России конкретных мер по исполнительным производствам данной категории центральным аппаратом ФССП России будет рассмотрен вопрос о распространении положительного опыта в других территориальных органах ФССП России посредством информационных писем или соответствующих приказов ФССП России.
В отношении руководителей территориальных органов ФССП России, не обеспечивших соблюдение настоящих указаний и рекомендаций, будет рассматриваться вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности.
Директор
Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ