Утверждаю
Заместитель Министра
внутренних дел
Российской Федерации
генерал-полковник полиции
М.Г.ВАНИЧКИН
21 февраля 2020 года
ОБЗОР
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
В соответствие с пунктом 2.5 распоряжения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 1/2296, разработанного во исполнение требований положений статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пункта 33 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", ГУНК МВД России на основе анализа результатов проведенных в 2019 году проверок и иных мероприятий в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, подготовлен обзор правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - государственный контроль).
При осуществлении государственного контроля ГУНК МВД России и подразделения по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России руководствуются положениями нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в ходе проведения проверочных мероприятий (далее - НПА). Перечень НПА утвержден и размещен на официальных сайтах МВД России и территориальных органов МВД России.
Сами НПА, в свою очередь, размещены на "Официальном интернет-портале правовой информации" и в информационно-справочных системах "Консультант" и "Гарант" в сети Интернет.
Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля проведены в целях:
обеспечения единства практики применения НПА Российской Федерации и иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
К задачам обобщения и анализа правоприменительной практики относятся:
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, включенных в таблицы II и III Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации < 1 > (далее - Перечень).
< 1 > Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681.
Порядок проведения плановых и внеплановых проверок вышеуказанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее подконтрольные субъекты) регламентирован Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ < 2 > (далее - Административный регламент).
< 2 > Утвержден приказом МВД России от 26 июня 2017 г. N 411.
Исполнение государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля возложено на территориальные органы МВД России (пункт 28 Административного регламента).
Сотрудники центрального аппарата МВД России могут проводить внеплановые проверки подконтрольных субъектов, а также принимать участие в плановых и внеплановых проверках, проводимых территориальными органами МВД России (пункт 27 Административного регламента).
Административным регламентом при осуществлении государственного контроля не предусмотрено проведение совместных мероприятий с другими органами государственного контроля (надзора), а перечень обязательных требований, подлежащих проверке, не затрагивает компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, дублирование функций в контролируемой сфере отсутствует.
Предметом контроля является соблюдение обязательных требований и условий осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицы II и III списка IV Перечня, которое носит антинаркотическую направленность, способствует обеспечению условий использования прекурсоров в законных целях и сопряжено с исполнением Российской Федерацией международных обязательств, вытекающих из положений Конвенции ООН 1988 г. "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ".
За нарушение обязательных требований предусмотрена административная ответственность (по статье 6.16 КоАП РФ), а в случае их нарушения, приведшего к утрате прекурсоров - уголовная (по статье 228.2 УК РФ).
Учитывая, что к предмету государственного контроля относится соблюдение подконтрольными субъектами требований по учету прекурсоров и то, что отсутствие такого учета напрямую не связано с угрозой жизни и здоровью граждан либо наступлением иных негативных общественно значимых последствий, государственный контроль в рассматриваемой сфере не включен в Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806.
Государственный контроль не включен в перечень видов государственного контроля, участвующих в реализации утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 мая 2019 г. N 4714п-П36 механизма "регуляторная гильотина" < 3 > .
< 3 > Утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 4 июля 2019 г. N 6100п-П36.
При выявлении в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований должностные лица МВД России уполномочены на принятие мер, направленных на пресечение выявленных нарушений, а также по привлечению лиц, их допустивших, к ответственности.
Так, в соответствии с Административным регламентом по результатам проведенной проверки могу быть приняты следующие меры < 4 > :
выдача предписания;
возбуждение дела об административном правонарушении;
подготовка и направление материалов в органы предварительного следствия в системе МВД России;
подготовка и направление материалов в соответствующие контрольно-надзорные органы.
< 4 > Пункт 10 Административного регламента.
В 2019 году проведены проверки в отношении 1162 (АППГ 1246) подконтрольных субъектов (в том числе 10 (АППГ 13) внеплановых), что составило 5,3% от общего количества таких субъектов (22029, АППГ 20947). По результатам выявленных нарушений обязательных требований законодательства:
возбуждены 337 (АППГ 437) дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 6.16 КоАП РФ;
наложено 233 (АППГ 315) административных наказания, в том числе 188 (АППГ 242) административных штрафов (на общую сумму 9896 (АППГ 12933) тыс. руб.), вынесено 8 (АППГ 14) постановлений об административном приостановлении деятельности и 37 (АППГ 59) предупреждений;
в ряде случаев дела об административных правонарушениях судами прекращены за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Основными видами выявленных нарушений являлись:
отсутствие на объектах оборота прекурсоров специальных журналов учета операций с прекурсорами;
ведение указанных журналов с нарушением установленных правил;
непредставление в срок отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При этом в подавляющем большинстве случаев предметом правонарушений выступали прекурсоры, внесенные в Таблицу III Списка IV Перечня (ацетон, этиловый эфир, соляная и серная кислоты и др.), что объективно предопределяется широтой их использования во многих сферах деятельности.
Причиной, приведшей к совершению указанных административных правонарушений, как правило, служит недостаточный уровень знания действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы оборота прекурсоров.
Неотъемлемой частью контрольной (надзорной) деятельности является профилактика нарушений обязательных требований.
В целях предотвращения таких нарушений со стороны подконтрольных субъектов ГУНК МВД России разработана Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - программа), и "Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (далее - руководство). Программа и руководство размещены на официальном сайте МВД России и на сайтах территориальных органов МВД России.
Также на официальных сайтах МВД России и территориальных органов МВД России размещены и поддерживаются в актуальном состоянии сведения об исполнении государственного контроля, нормативные правовые акты, регламентирующие данную деятельность, обобщение практики осуществления деятельности в рамках государственного контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.
Кроме того, в профилактических целях подразделениями наркоконтроля органов внутренних дел Российской Федерации:
организовано и систематически осуществляется информирование руководителей всех подконтрольных субъектов об имевших место соответствующих случаях привлечения к уголовной ответственности;
на постоянной основе рассматриваются и направляются разъяснения на обращения юридических и физических лиц по вопросам, связанным с порядком и правилами оборота прекурсоров, в том числе их ввоза (вывоза).
В 2019 году должностными лицами территориальных органов МВД России проведены следующие профилактические мероприятия:
конференции - 13, в том числе в формате видеосвязи - 5;
обучающие семинары (лекции) - 357;
индивидуальные консультации - 766;
публичные обсуждения правоприменительной практики - 7;
вынесено предостережений - 133.
Всего в 2019 году профилактическими мероприятиями охвачены 3109 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что составило 14% от общего числа подконтрольных субъектов.
Результаты контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой сфере в 2019 году свидетельствуют об уменьшении количества подконтрольных субъектов, допустивших нарушение обязательных требований, вследствие повышения уровня их осведомленности за счет эффективности проводимой профилактической работы.
Проведенный анализ дает основания считать нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицы II и III Списка IV Перечня, оптимальными, достаточными и возможными для исполнения подконтрольными субъектами.