ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 18 марта 2009 г. N 2
Федеральная служба по финансовому мониторингу на основе анализа и обобщения практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), а также в связи с вопросами, возникающими у организаций (за исключением кредитных организаций) при реализации требований в части идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей, сформулировала основные принципы и подходы к осуществлению процедуры идентификации.
Приведенные в настоящем Информационном письме подходы рекомендуются к применению организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), указанным в статье 5 Федерального закона (за исключением кредитных организаций), а также лицам, указанным в статье 7.1 Федерального закона. Для целей настоящего Информационного письма клиентом признается лицо, принимаемое на обслуживание или находящееся на обслуживании в организации.
1.1. Организации обязаны идентифицировать как лиц, которые принимаются на обслуживание в организацию для установления длительных отношений, так и лиц, которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера, вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций).
Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организация обязана идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать и изучить представляемого клиента.
1.2. Организация обязана предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества указанных лиц.
1.3. Организация должна в составе правил внутреннего контроля разработать программу идентификации клиентов, а также установления и идентификации выгодоприобретателей (далее - Программа идентификации).
Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиентов, в том числе совокупность мероприятий по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества указанных лиц, установления и идентификации выгодоприобретателей с учетом рекомендаций, содержащихся в разделе 2 настоящего Информационного письма. Иные положения могут включаться в Программу идентификации по усмотрению организации.
1.4. Организация должна, наряду с Программой идентификации, разработать в составе правил внутреннего контроля программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Программа оценки риска).
1.5. Программа идентификации и Программа оценки риска утверждаются руководителем (если иное не установлено учредительными документами) организации.
2. Рекомендации по идентификации клиентов и выгодоприобретателей
2.1. В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя организация осуществляет сбор сведений и документов, подтверждающих сведения, предусмотренные приложениями 1 - 3 к настоящему Информационному письму, и иной необходимой информации и документов.
Организация также может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации на законных основаниях.
2.2. В случае, если при установлении длительных отношений характер операций и сделок не позволяет до их совершения идентифицировать клиента, установить и идентифицировать выгодоприобретателя (с учетом доступных в сложившихся обстоятельствах мер) в объеме, определенном приложениями 1 - 3 к настоящему Информационному письму, организация должна завершить идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня совершения операции или сделки.
Абзац первый настоящего пункта не распространяется на разовые операции с денежными средствами или иным имуществом, операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона, а также в случае, если у работников организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
2.3. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей осуществляется с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Риск).
Организация в рамках идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя при проведении операций и сделок проверяет факт наличия/отсутствия в отношении клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона (далее - Перечень экстремистов).
2.4. Документы, содержащие сведения*, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительными на дату их предъявления клиентом.
Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы представляются организации клиентом в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц).
Если к идентификации клиента, установлению и идентификации выгодоприобретателя имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
В случае представления копий документов организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.
2.5. Сведения о клиенте, выгодоприобретателе фиксируются в анкете клиента в объеме, приведенном в приложении 4 к настоящему Информационному письму.
Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.
Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью уполномоченного сотрудника организации. Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.
В случае изменения сведений, содержащихся в анкете клиента и/или выгодоприобретателя, клиент обязан предоставить организации обновленные сведения и документы, подтверждающие сведения, предусмотренные приложениями 1 - 3 к настоящему Информационному письму, не позднее одного месяца со дня прошедших изменений. Организация следует внести в анкету клиента полученные от него обновленные сведения в день их получения.
2.6. Анкета клиента может не оформляться:
в случае, если сведения, требуемые в соответствии со статьей 7 Федерального закона и предусмотренные настоящим Информационным письмом, фиксируются организациями иными способами, установленными правилами проведения операций и сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации, отраженными в правилах внутреннего контроля;
организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, при совершении их клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом на сумму менее 600 000 рублей либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте.
2.7. Анкета оформляется в обязательном порядке в случаях, если:
фамилия, имя и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество, а также другие имеющиеся у организации сведения о физическом лице полностью совпадают с информацией, содержащейся в Перечне экстремистов;
в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции у организации возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
операция имеет запутанный или необычный характер, свидетельствующий об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и/или совершение указанной операции дает основания полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;
организация оценивает степень (уровень) Риска как повышенную.
2.8. Организации следует обновить сведения о клиенте и выгодоприобретателе, если у нее возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации, или в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
2.9. Документы, полученные в результате реализации Программы идентификации, в том числе анкета клиента и иные документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, а также документы, относящиеся к деятельности клиента (в том числе документы переписки и иные документы по усмотрению организации) подлежат хранению в организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
3. Рекомендации по оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
3.1. Организация оценивает степень (уровень) Риска на основании Перечня признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, предусмотренных приложением 5 к настоящему Информационному письму, а также с учетом признаков таких операций, видов и условий деятельности, самостоятельно включенных организацией в правила внутреннего контроля.
3.2. Первичная оценка степени (уровня) Риска осуществляется при установлении деловых отношений с клиентом.
Для последующей оценки степени (уровня) Риска организация должна осуществлять постоянный мониторинг-контроль операций клиента.
3.3. Оценка степени (уровня) Риска, а также обоснование оценки Риска фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля, в случаях, когда в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Информационного письма анкета может не оформляться.
3.4. Степень (уровень) Риска оценивается как повышенная в случае, если хотя бы один из показателей оценки обоснования Риска, приведенный в приложении 5 к настоящему Информационному письму, а также предусмотренный правилами внутреннего контроля организации, оценен как повышенный.
Организация должна уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, проводимым клиентом, операции (деятельность) которого отнесены к повышенной степени (уровню) Риска, в том числе путем осуществления постоянного мониторинг-контроля за операциями такого клиента.
3.5. Организации следует обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) Риска и не реже одного раза в год в иных случаях, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений либо в случае, когда:
в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
операция имеет запутанный или необычный характер, свидетельствующий об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, или совершение указанной операции дает основания полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.
3.6. Пересмотр степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, устанавливаемые организацией.
Приложение 1
к Информационному письму
от 18 марта 2009 г. N 2
СВЕДЕНИЯ,
УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
1. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая).
2. Гражданство.
3. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).
Примечание. В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются:
1) для гражданина Российской Федерации:
паспорт гражданина Российской Федерации;
свидетельство о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет);
общегражданский заграничный паспорт;
паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта;
иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность.
2) для иностранного гражданина:
паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
3) для лица без гражданства:
документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
разрешение на временное проживание;
вид на жительство;
иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
4) для беженцев:
свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
удостоверение беженца.
4. Данные миграционной карты: серия, номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания.
5. Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).
Примечание. В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, подтверждающими право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются:
виза;
вид на жительство;
разрешение на временное проживание;
иной документ, подтверждающий в соответствии с законодательством Российской Федерации право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
6. Сведения о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным).
7. Сведения (адрес) о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания).
8. Идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
9. Дата и место рождения.
10. Сведения о представителе физического лица: дата и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий; сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7, 8 настоящего приложения.
Приложение 2
к Информационному письму
от 18 марта 2009 г. N 2
СВЕДЕНИЯ,
УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1. Сведения, получаемые в целях идентификации юридического лица
1.1. Наименование (полное, сокращенное (если имеется) и наименование на иностранном языке (если имеется)).
1.2. Организационно-правовая форма.
1.3. Идентификационный номер налогоплательщика - для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации - для нерезидента.
1.4. Сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и дата внесения записи о государственной регистрации (для нерезидента - регистрационный номер в стране регистрации, дата регистрации); серия и номер документа, подтверждающего государственную регистрацию; наименование и адрес регистрирующего органа.
1.5. Адрес (место нахождения), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (для резидента); место нахождения, указанное в учредительных документах; почтовый (почтовые) адрес (адреса); адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Российской Федерации либо сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания) физического лица - уполномоченного представителя нерезидента на территории Российской Федерации (при наличии).
1.6. Сведения о видах и условиях деятельности, предусмотренные приложением 5 к настоящему Информационному письму, включая сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности.
1.7. Сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица; сведения о персональном составе учредителей (участников) юридического лица представляются в отношении учредителей (участников), владеющих пятью и более процентами акций (долей) юридического лица).
В объем сведений о персональном составе учредителей (участников) юридического лица входят:
- в отношении физических лиц: фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также серия (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
- в отношении юридических лиц: наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации.
1.8. Сведения о величине зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величине уставного фонда, имущества.
1.9. Сведения о присутствии или отсутствии постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности) по адресу (месту нахождения) юридического лица, указанному в учредительных документах, а также указанному в ЕГРЮЛ - для резидентов; сведения о присутствии или отсутствии представительства, отделения, иного обособленного подразделения по адресу (месту нахождения) на территории Российской Федерации (при наличии) - для нерезидентов.
1.10. Номера контактных телефонов и факсов.
2. Сведения, получаемые в целях идентификации индивидуальных предпринимателей.
2.1. Сведения, предусмотренные Приложением 1 к настоящему Информационному письму.
2.2. Сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП); дата государственной регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации; наименование и адрес регистрирующего органа.
2.3. Сведения, предусмотренные подпунктом 1.6 и пунктом 3 настоящего приложения.
2.4. Почтовый адрес и номера контактных телефонов и факсов.
3. Сведения о представителе юридического лица или индивидуального предпринимателя:
дата и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий;
сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7, 8 Приложения 1 к настоящему Информационному письму.
Приложение 3
к Информационному письму
от 18 марта 2009 г. N 2
СВЕДЕНИЯ
В ЦЕЛЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЯ
1. Сведения об основаниях, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде другого лица при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом.
2. Сведения, получаемые в целях идентификации выгодоприобретателя:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Приложение 4
к Информационному письму
от 18 марта 2009 г. N 2
СВЕДЕНИЯ,
ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ КЛИЕНТА
1. Сведения, установленные в результате идентификации клиента и выгодоприобретателя, указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему Информационному письму.
2. Сведения о степени (уровне) Риска, включая обоснование оценки Риска.
3. Дата заполнения и обновления анкеты клиента.
4. Дата начала отношений с клиентом (дата проведения первой операции с денежными средствами или иным имуществом).
5. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом.
6. Подпись лица, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени, а также отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должности) или фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность лица, заполнившего анкету клиента в форме электронного документа.
7. Иные сведения (по усмотрению организации).
Приложение 5
к Информационному письму
от 18 марта 2009 г. N 2
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИЗНАКОВ ОПЕРАЦИЙ, ВИДОВ И УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ИМЕЮЩИХ ПОВЫШЕННЫЙ РИСК СОВЕРШЕНИЯ КЛИЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ
В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
N Признак операции, видов и условий деятельности
1. Деятельность по организации и проведению азартных игр
2. Деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств, предметов высокой роскоши и иных товаров высокой стоимости
3. Основной вид деятельности связан со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и ломом таких изделий
4. Осуществление деятельности, связанной с совершением сделок с недвижимым имуществом, и/или оказание посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом
5. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристская деятельность)
6. Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности
7. Период деятельности клиента с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, получения статуса адвоката, нотариуса составляет менее 1 года
8. Совершение клиентом операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от обязательного контроля, предусмотренного Федеральным законом
9. Совершение операции с денежными средствами или иным имуществом, при условии, что совершаемые операции подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона
10. Наличие в деятельности клиента подозрительных операций, сведения по которым представлялись в уполномоченный орган
11. Осуществление клиентом операций и иных сделок с использованием интернет-технологий или иных систем удаленного доступа, либо иным способом без непосредственного контакта
12. Отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам
13. Место нахождения клиента - юридического лица, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления (постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности)
14. Клиент либо его учредитель (выгодоприобретатель) либо контрагент клиента по операции (сделке) зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, предоставляющем(щей) льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающем(щей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорной зоне)
15. В отношении клиента имеется письменный запрос Федеральной службы по финансовому мониторингу о предоставлении информации
16. Наличие данных о том, что информация, представленная клиентом, содержит неверные (заведомо ложные) сведения
17. Иные признаки по усмотрению организации < * >
< * > Степень (уровень) Риска определяется организацией самостоятельно.