КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2021 г. N 461-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ФЕДЮНИНА ДМИТРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 4 ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПОДПУНКТОМ
"Б" ПУНКТА 1 И АБЗАЦЕМ 1 ПОДПУНКТА "Г" ПУНКТА 4 ПРАВИЛ
ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ НА ПРОЕЗД И ПРОВОЗ БАГАЖА К ИЗБРАННОМУ
МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА СОТРУДНИКАМ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ
НА ПРОЕЗД В САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УВОЛЕННЫМ СО СЛУЖБЫ В УКАЗАННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, И ЧЛЕНАМ
ИХ СЕМЕЙ, А ТАКЖЕ ПРОЕЗДА ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПОГИБШЕГО
(УМЕРШЕГО) СОТРУДНИКА ЭТИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ОРГАНОВ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ К МЕСТУ ЕГО ПОГРЕБЕНИЯ, НАХОДЯЩЕМУСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.В. Федюнина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Д.В. Федюнин просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 4 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей погибшего (умершего) сотрудника этих учреждений и органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 63) (далее - Правила), которым регламентировано, что денежная компенсация выплачивается в размере фактически понесенных расходов (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), не превышающем стоимости проезда по прямому беспересадочному маршруту, а при отсутствии такого маршрута - по кратчайшему пути с наименьшим количеством пересадок.
Данное положение оспаривается заявителем во взаимосвязи с подпунктом "б" пункта 1 данных Правил, закрепляющим, что указанные Правила определяют порядок выплаты денежной компенсации расходов на проезд железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (кроме такси), в том числе личным, транспортом, перечисленным в нем категориям граждан, а также во взаимосвязи с положениями подпункта "г" пункта 4 названных Правил, согласно которым денежная компенсация в размере фактически понесенных расходов выплачивается гражданам Российской Федерации, указанным в подпункте "б" пункта 1 данных Правил, за проезд железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда.
По мнению Д.В. Федюнина, оспариваемые нормы, примененные в его деле судами общей юрисдикции, противоречат статьям 7, 15, 17 - 19, 41 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они позволяют отказывать в оплате фактически понесенных расходов на оплату проезда в санаторно-курортное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда, в частности не возмещать оплату стоимости рациона питания, входящего в стоимость проездного билета.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
С целью обеспечения реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) в указанных органах, и членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в статье 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" федеральный законодатель в числе прочих закрепил специальные гарантии в виде санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) уполномоченного федерального органа исполнительной власти (часть 6) и денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию уполномоченного федерального органа исполнительной власти и обратно (один раз в год) (часть 9).
Для достижения указанной цели Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, утвердило названные Правила. Правовое регулирование, установленное оспариваемыми Д.В. Федюниным положениями, носит организационный характер и само по себе не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, которому была выплачена компенсация стоимости проездных билетов к месту отдыха и лечения в санатории и обратно.
Как следует из материалов жалобы, нарушение своих прав заявитель связывает с отказом в компенсации расходов на питание, стоимость которого включена в стоимость проездного билета, тем самым ставя вопрос об изменении объема возмещения расходов на проезд в санаторно-курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, разрешение которого в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федюнина Дмитрия Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН