МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИРЕКТИВА
от 24 января 2003 г. N Д-4
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНОГО
ОСТАВЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наибольшее количество преступлений, совершаемых в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются Вооруженные Силы), составляют преступления, связанные с самовольным оставлением воинской части либо иным уклонением от исполнения обязанностей военной службы. Несмотря на их общее сокращение в 2002 году, удельный вес данного вида правонарушений является самым высоким и составляет около 40 процентов.
В СибВО, ЛенВО, МВО, ПУрВО, ДВО работа по предупреждению указанных преступлений проводится с большими издержками. Их соотношение в пересчете на 1 тысячу человек в 1,8 - 2,8 выше, чем в Вооруженных Силах.
Участились случаи групповых самовольных оставлений воинских частей. В 2002 году их совершено 20, в том числе в СКВО - 6, СибВО - 3, ВДВ - 3, ГРАУ МО - 2, ВВС, МВО, на БФ, ЧФ, в РВСН, частях центрального подчинения Сухопутных войск - по одному.
Две трети самовольных оставлений воинских частей военнослужащими с оружием совершено при несении караульной и гарнизонной служб.
Некоторые командиры не только не принимают мер по предупреждению самовольных оставлений воинских частей, но и своими неправомерными действиями способствуют их совершению. Около 90 процентов сокрытых правонарушений в Вооруженных Силах составляют преступления, связанные с самовольным оставлением воинской части. Все чаще военнослужащие ищут защиты не у должностных лиц, а в комитетах солдатских матерей.
Подобные правонарушения как со стороны командиров, так и тех, кто совершает самовольные оставления воинских частей, подрывают авторитет Вооруженных Сил. Отдельные средства массовой информации используют эти факты в целях формирования негативного отношения общества к Вооруженным Силам.
Основными причинами самовольных оставлений воинских частей являются:
низкий уровень руководства и контроля за организацией повседневной деятельности, поддержанием правопорядка и воинской дисциплины, созданием необходимых материальных и бытовых условий в воинских частях и подразделениях;
малоэффективная работа должностных лиц по формированию и поддержанию у военнослужащих моральной и психологической готовности к защите Отечества, неукоснительному исполнению всеми категориями личного состава уставных правил взаимоотношений, нормативно-правовых требований;
равнодушие отдельных должностных лиц к нуждам, запросам и проблемам подчиненных, незнание обстановки в воинских частях и подразделениях, нежелание и неумение командиров (начальников) организовать системную работу по предупреждению самовольных оставлений воинских частей;
злоупотребление служебным положением и превышение должностных полномочий командирами воинских частей и подразделений, недостаточная профессиональная подготовка и личная ответственность отдельных офицеров, особенно младшего офицерского состава, за обучение и воспитание подчиненных. Отдельные офицеры, не обладая необходимыми теоретическими знаниями, не имея навыков и опыта проведения воспитательной работы с военнослужащими, прибегают к физическому насилию над подчиненными;
нездоровая морально-психологическая обстановка в воинских коллективах, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, в том числе при наличии между ними отношений подчиненности.
Требую:
1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации:
проанализировать причины произошедших в 2002 - 2003 годах случаев самовольного оставления военнослужащими воинских частей, оценить эффективность принимаемых мер по их пресечению. Дать персональную оценку деятельности подчиненных должностных лиц на данном участке работы;
заслушать в феврале - марте 2003 г. на расширенных (выездных) заседаниях военных советов в военных округах (на флотах) должностных лиц соединений и воинских частей о проведенных мероприятиях и принятых мерах по предупреждению самовольного оставления военнослужащими воинских частей, созданию безопасных условий военной службы;
совершенствовать формы и методы взаимодействия командования с органами военной прокуратуры, совместно анализировать состояние законности и правопорядка в войсках. По итогам I квартала 2003 г. подготовить совместные обзоры с рекомендациям по профилактике правонарушений, связанных с самовольным оставлением воинской части, а также в сфере межличностных отношений.
2. Командующим объединениями:
знать состояние правопорядка и воинской дисциплины в подчиненных соединениях и воинских частях. Ежеквартально на основе анализа и прогноза выделять приоритетные направления в деятельности органов военного управления, ставить конкретные задачи по предупреждению правонарушений;
уделять в ходе работы в подчиненных соединениях и воинских частях основное внимание тем воинским частям, в которых допущено наибольшее количество нарушений воинской дисциплины, проводить индивидуальную работу с офицерами, склонными к злоупотреблению служебным положением и превышению должностных полномочий;
считать любое физическое или моральное оскорбление подчиненных чрезвычайным происшествием. Старшим командирам (начальникам) немедленно принимать самые строгие меры к командирам (начальникам), допустившим подобные правонарушения, вплоть до увольнения с военной службы и привлечения к уголовной ответственности в установленном порядке;
ежегодно лично проводить занятия с командирами соединений, воинских частей по вопросам организации работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, предупреждению уклонений от военной службы, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
организовать издание приказов с объявлением приговоров об осуждении подчиненных военнослужащих за самовольное оставление воинской части и своевременное доведение их до личного состава (в части касающейся);
ежеквартально проверять слаженность действий личного состава, готовность техники и средств связи, привлекаемых к мероприятиям по поиску лиц, совершивших самовольное оставление воинской части, порядок организации взаимодействия и управления при проведении этих мероприятий.
3. Командирам соединений и воинских частей:
привести в строгое соответствие с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. N ДГШ-31 повседневную деятельность подчиненных воинских частей и подразделений;
повысить исполнительскую дисциплину на всех уровнях;
осуществлять подбор и подготовку личного состава, назначаемого в суточный наряд, в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и Приказа Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 370. В каждом гарнизоне, соединении, воинской части иметь действенную систему контроля за выполнением распорядка дня, регламента служебного времени и несением службы суточным нарядом;
ежемесячно учить подчиненных командиров практике работы по предупреждению правонарушений, подводить итоги и персонально оценивать их деятельность;
ежеквартально проводить методические занятия с офицерами управления, командирами полков (батальонов) и их заместителями по психолого-педагогической подготовке и правовым основам служебной деятельности;
организовывать прием и изучение прибывающего пополнения, распределение его по воинским частям и подразделениям с учетом национальной принадлежности, регионов призыва, законопослушности до военной службы, психологических качеств, уровня физической подготовки и состояния здоровья;
ежемесячно анализировать морально-психологическую обстановку в воинских коллективах, принимать исчерпывающие меры по ее оздоровлению.
4. Командирам подразделений:
привести повседневную деятельность подчиненных подразделений в строгое соответствие с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
исключить убытие военнослужащих в командировки, отпуска, лечебные учреждения без инструктажа о правилах поведения вне расположения воинской части, соблюдении требований законодательства Российской Федерации и общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, организовывать контроль своевременности их возвращения, а также проверку личного состава, выполняющего задачи вне расположения воинской части;
лично проверять выполнение распорядка дня в подразделениях, организацию боевой учебы, службы суточного наряда, воспитательной и спортивно-массовой работы в подразделениях, а также доведение до военнослужащих положенных норм довольствия;
осуществлять сбор и учет оперативной информации о фактах нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, принимать неотложные меры по их предупреждению;
обеспечить неуклонное выполнение требований Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации о проведении медицинских осмотров личного состава в целях выявления телесных повреждений и заболеваний у военнослужащих.
5. Командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей проанализировать соблюдение в подчиненных воинских частях и подразделениях требований Приказа Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 235 об организации системы воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих. В ходе занятий с офицерским составом и прапорщиками основное внимание обращать на соблюдение законности и уставных требований при обращении с подчиненными.
6. В работе с офицерами:
в марте - апреле 2003 г. в соединениях и воинских частях организовать проведение собраний офицеров, в ходе которых обсудить вопросы личной примерности офицерского состава в соблюдении законности, недопустимости превышения должностных полномочий, грубости и рукоприкладства в отношении подчиненных военнослужащих;
направить деятельность офицерских собраний в соединениях и воинских частях на повышение личной примерности офицеров, выполнение ими воинского долга, обеспечение социальной справедливости, взаимного доверия, сплочения коллективов офицеров, создания в них обстановки нетерпимости к равнодушию и пассивности.
7. В работе с прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами): обеспечить их активное участие в обучении и воспитании подчиненных, поддержании внутреннего порядка и соблюдении распорядка дня, изжитии искривлений дисциплинарной практики и пьянства;
организовать ежемесячное проведение занятий со старшинами рот (батарей) по вопросам воспитания подчиненного личного состава и предупреждения правонарушений в подразделениях;
принять меры по повышению роли младших командиров в работе по пресечению уклонений от военной службы, качественному подбору и систематическому обучению сержантов (старшин) основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуально-воспитательной работы с подчиненными, повышению их авторитета среди личного состава подразделения.
8. В работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на воинских должностях солдат (матросов):
создать условия, соответствующие их статусу и стимулирующие добросовестную службу;
повысить результативность работы по предупреждению пьянства и алкоголизма;
выработать до 1 апреля 2003 г. практические меры по совершенствованию работы органов военного управления, военных комиссариатов, командиров соединений и воинских частей по отбору, назначению на воинские должности, обучению и воспитанию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Исключить прием на военную службу лиц, ранее уволенных из Вооруженных Сил в связи с невыполнением ими условий контракта, склонных к пьянству и алкоголизму, употреблению наркотических средств, находящихся в розыске за совершенные правонарушения.
9. В работе с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву:
принять дополнительные меры по равномерному комплектованию соединений, воинских частей и подразделений военнослужащими различных национальностей. Личный состав назначать на воинские должности в соответствии с полученными военно-учетными специальностями. Военнослужащих, призванных с территории Северного Кавказа, дифференцированно распределять по соединениям и воинским частям в зависимости от решаемых ими задач, пропорционально их списочной численности;
особое внимание уделять прибывшему пополнению, обеспечить его быструю адаптацию к условиям военной службы, выработку у военнослужащих необходимых качеств и физической подготовленности к исполнению служебных обязанностей и недопущение глумлений и издевательств со стороны сослуживцев;
обеспечить возможность обращения военнослужащих к вышестоящему командованию, в органы военной прокуратуры по фактам превышения должностных полномочий со стороны командиров (начальников) и нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.
Первый заместитель Министра
обороны Российской Федерации,
генерал армии
А.КВАШНИН